Священник Владимир Шаповалов. Маленькая община слепых в Харькове (1908)

Сегодня в блоге — письмо в редакцию харьковской городской газеты “Утро”. Причем письмо рождественское — опубликовано оно было 21 декабря 1908 года, за четыре дня до Рождества. Написал его и отослал в газету православный священник. Жанр и смысл письма — просьба помочь общине незрячих выжить зимой и приобрести продукты.

Некоторые оттенки текста и обусловлены именно этой просьбой и именно такой задачей. Сейчас, через 113 лет, уже не понять, что именно чуть-чуть преукрашено и преувеличено. Примем же этот текст так, как он есть, со всеми его особенностями. Важно то, что он называет по имени нескольких незрячих того времени. Как обычно, текст в современной орфографии с полным сохранением всех остальных его особенностей.

Юлия Патлань

Священник Владимир Шаповалов. Маленькая община слепых в Харькове (1908)

Против подъезда Николаевской больницы в ряд протянулись небольшие домики, построенные А. А. Иозефовичем и пожертвованные им городу под квартиры для бедных чиновников. В одном из таких домиков поселялись слепые, кончившие курс в харьковском училище слепых. Училище не имеет возможности материально обеспечить оканчивающих курс воспитанников. Оно дает им знание грамоты и нескольких ремесел (делание плетеной мебели, корзин, щеток, вязание гамаков и т. д.) и с этим знанием выпускает в жизнь на самостоятельную борьбу за существование. Трудно слепым найти себе самостоятельно трудовой кусок хлеба. Трудно конкурировать со зрячими рабочими в труде, если бы и пришлось найти заработок. Большею частью кончившим училище слепым приходится терпеть горькую нужду, а иногда даже питаться милостыней. Нужда в организации в Харькове добрыми людьми особого попечительства об оканчивающих училище слепых — большая. Только при помощи ряда друзей слепые могли бы составить трудовую артель, открыть мастерскую, устроить певческий хор при какой-либо церкви. Подобные попечительства уже существуют в Петербурге и Москве. В Петербурге об окончивших курс слепых заботится братство Христа Спасителя, а в Москве — попечительство частного купеческого училища слепых. В Харькове подобного попечительства еще не существует. Насколько оно необходимо, можно видеть из того обстоятельства, что слепые, не дожидаясь, пока зрячие придут к ним на помощь, сами, собственными силами и средствами сорганизовали нечто вроде маленькой общины. Организатор этой общины — совершенно слепой, кончивший харьковское училище слепых, Флор Журба. Это очень энергичный молодой человек. Он отлично ориентируется среди окружающей его беспросветной тьмы. Он быстро ходит, не боясь никаких ни лестниц, ни приступок. Мало того, он отлично плавает и ныряет. Флор не только грамотный, но и развитой юноша. Он хорошо пишет не только своим выпуклым шрифтом, но и нашим, «зрячим». Его захватила идея — улучшить сколько возможно горькое житьё-бытьё своих собратьев — слепцов. Он весь отдался этой идее. “Лежу я, — говорит он, — ночью, в постели, а мне не спится: всё думаю, все ломаю голову — как бы мне собрать и устроить своих товарищей, несчастных слепцов. В настоящее время в Харькове оказалось 7 бесприютных слепых. Журба собрал их. Ему удалось приискать для своей общины приют и заработок. Слепые обладают прекрасным музыкальным слухом и хорошо поют. И вот Журба сорганизовывает хор слепых. Харьковская городская Николаевская больница приняла этот хор в свою домовую церковь и назначила ему жалование (500 р. в год) и  отвела небольшую квартиру (две комнаты и кухню). Церковный староста г(осподин). Сергеев еще от себя жертвует по 5 р. в месяц на отопление. Случайные небольшие доходы за церковные требы (приблизительно по 5 р. в месяц). Кроме того, слепые берут работу — починяют сетки на венских стульях. Эта работа дала пока им очень мало заработка. Для других работ нет необходимых инструментов, да и помещение требуется побольше и ближе к городу. Вот и все «доходы» общины. Общину составляют четверо мужчин и трое женщин. Все они кончившие курс в х(арьковском). уч(илище). слепых. Двое слепых юношей женились на своих сотоварках. Холостыми остаются двое мужчин и одна девица. Жизнь они проводят очень скромную, тихую и трудовую. Никто из зрячих не помогает им в их домашней жизни. Они сами себе варят пищу и сами убирают свою квартиру. Их маленькая квартирка оглашается лишь церковными песнопениями — спевками к богослужениям. По всей квартире слепых особенно бросаются в глаза строгий порядок и аккуратность: слепым нельзя разбрасывать своих вещей как зрячим, т. к. они тогда ничего не найдут. В маленькой кухне с крошечной плитой, печью и котелком, стоит самовар, а под самым потолком при помощи блока подвешен заказ — венские стулья. В этой же кухне на двух походных складных кроватях, сделанных собственноручно Журбой, спят двое холостых. На день эти кровати складываются и убираются на определенное место к стене. Маленькую комнатку рядом с кухней занимает Журба с женой. У него в комнатке стол, спиртовая кухня для подогревания пищи, полка с книгами и письменными принадлежностями, аптечка, кровать и подвешенная к потолку виолончель. Тут мечтает Журба о благоденствии своих собратьев. Другая комната несколько больше. Тут помещаются два стола со столовой и чайной посудой (даже с чашками для дам и стаканами для девиц). Тут же помещаются две кровати; одна молодых супругов, а другая — девицы. Эти молодые супруги повенчались недавно в церкви при училище слепых. Он, Максим Тысячник (кончил харьковское музыкальное училище) служит в настоящее время регентом в училище слепых, получает жалование (25 руб. в месяц) и потому живет с женою на собственном столе. Питается вся эта братия по преимуществу чаем, причем мужчины пьют чай с черным хлебом, а женщины с белым. В месяц они выпивают с чаем 15 ф(унтов). сахару и полфунта чаю. Конечно, чай получается не очень сладкий и не особенно крепкий. Обед их состоит из одного борща. Мяса, в виду его дороговизны, в этот борщ не кладется. Для «навара» кладется только ¼ фунта сала. Навар получается очень неважный. Вкуснее и питательнее выходит борщ в постный день. Тогда в него кладется целый фунт рыбы, стоящей 8 коп., и маслины. Журба хвалится, что он сделал маленький запас бураков, картофеля и т. д. Теперь запас истощается и он озабочен, как устроиться с пищевыми запасами на второе полугодие. Живут слепые очень дружно. Они очень гостеприимны, приветливы и разговорчивы. С ними можно очень серьезно и интересно побеседовать, можно и весело поболтать и посмеяться. Боже, как хотелось бы, чтобы добрые люди обратили внимание на маленькую общину честных, хороших, жаждущих труда молодых людей, протянули им братскую руку помощи. Хотя бы в праздник Рождества Христова бедняги разговелись от своих неизменных пустых щей. Желающие посетить общину слепых и повезти им к празднику съестных припасов, побеседовать с ними, посмотреть на их житьё-бытьё, могут доехать на электрическом трамвае до конца — до линии Балашёвской горой, потом пройти мимо паровозостроительного завода н повернуть влево, к Николаевской больнице. Почти против ворот больницы, на Корсаковской улице, в д(оме). № 52, живут слепые. Слепые предлагают лицам, сочувствующим им и желающим послушать их пение, сообщить свои адреса на Воскресенскую площадь, № 2, кв(артира). свящ(енника). Шаповалова. По присланным адресам они явятся всем хором и прославят родившегося Христа церковными песнопениями.

Текст подготовила  к републикации на портале Юлия Патлань по изданию: газета “Утро” (Харьков). – 1908. – 21 декабря. – № 623. – С. 6.

 

Рассказать друзьям