Тифлострим, № 81. Марафон незрячих массажистов

Некоторые полагают, что массажист — это одна из самых подходящих профессий для незрячего или слабовидящего человека.
Другие, напротив, считают, что незрячих массажистов ни в коем случае нельзя подпускать к рабочему месту.
Ну а сами незрячие массажисты? Они борются за своё место под солнцем, проходят бесчисленные собеседования, находят, теряют и снова находят работу, недоумевают по поводу недоступности системы аккредитации и медицинского документооборота.
Думали всё так просто? Послушайте наш разговор — и многое для себя откроете.
Участники: незрячие и слабовидящие массажисты из разных регионов Российской Федерации.
В разговоре участвует также Константин Лапшин, начальник приёмной по обращениям граждан и определению возможностей трудоустройства инвалидов по зрению Всероссийского общества слепых.
Ведущий: Олег Шевкун.
Техническое сопровождение: Анна Ильина.
Организационное сопровождение: Маргарита Мельникова.
Особая благодарность Александру Агафонову за активное участие в ведении эфира.
Дата выхода: 17.02.2020.

А.М. Щербина. “Слепой музыкант” Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. Часть 3.

Помимо моего желания эта завершающая цикл публикация выходит накануне 146-ой годовщины со дня рождения Александра Моисеевича Щербины. Он родился 2 марта 1874 года (15  марта по новому стилю) в городе Прилуках Черниговской губернии, в Украине. Есть совпадения, которые обрамляют смыслом мою работу и все, что происходит вокруг.

Сегодня, возвращаясь к научному наследию Александра Щербины, я завершаю знакомить читателей с его главной работой и публикую заключительную главу «Выводы» из его очерка «Слепой музыкант» Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых». Очерк оцифрован мною по первому отдельному изданию: Прив.-доцент Московского университета А.М. Щербина. Слепой музыкант Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1916. – 51 с.

Дореволюционная орфография заменена на современную, пунктуация и другие авторские особенности текста оставлены без изменений. Текст вычитан.

Специально для публикации на портале «Tiflo.info» заменена на сквозную нумерация постраничных сносок, некоторые примечания, касающиеся латинских и греческих понятий, добавлены, сноски на главы и страницы этого же издания, которые делал А.М. Щербина, удалены.

В начале каждой главы Александр Моисеевич дает ее краткий план, а затем в изложении следует этому плану.

Я предполагаю сделать три публикации глав очерка в блоге в течение двух недель, после чего объединить очерк А.М. Щербины в одно целое на отдельной странице в разделе «Статьи и эссе».

Публикацию подготовила Юлия Патлань

«…Известный математик, профессор Кембриджского университета Саундерсон потерял зрение на первом году жизни и не сохранил никаких цветовых и световых образов; но несмотря на то, с большим успехом занимался оптикой. Зрячих поражала его способность отчетливо объяснять явления радуги. Меня этот факт вовсе не удивляет. В свое время, при прохождении физики в гимназии, я почти с наибольшим увлечением изучал отдел о свете (о Саундерсоне мне тогда ничего не было известно). Лучи света я представлял исключительно в виде геометрических линий. Hе имея никаких световых и цветовых образов и мало интересуясь ими как таковыми, я не без успеха объяснял зрячим товарищам во время перемен спектральный анализ, явления хроматизма, радуги и т. п.; и делал я это вовсе не ради курьеза (не до курьеза было, когда товарищам через несколько минут нужно было отвечать урок, а учитель физики был у нас требовательный). Есть основание думать, что в эти минуты товарищи забывали о моей слепоте; а некоторые и вовсе не интересовались тем, каковы мои переживания…» Читать далее «А.М. Щербина. “Слепой музыкант” Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. Часть 3.»

В поле зрения, № 3. Оскар 2020: лауреаты. Номинанты. Тенденции

«Вот интересно: ты, незрячий человек, рассказываешь, какие классные в этом фильме визуальные эффекты. А я, человек зрячий, эти эффекты даже не оценила!»
Парадоксы «Оскара», содержание фильмов-лауреатов и наряды участников церемонии обсуждают Полина Иванкевич, Кристина Павлова и Влад Шакин.
Дата выхода: 14.02.2020.

Тифлострим, № 80. Белые пятна в истории ВОС: ранние годы

«И даже через Наркомат внутренних дел обязали дворников сообщать всем слепым жильцам о созыве всероссийского съезда слепых», — рассказывает Владимир Ирха, историк, один из основателей Центрального музея истории ВОС имени Б. В. Зимина.
Вместе с Владимиром Александровичем открываем малоизвестные страницы в истории крупнейшей в России организации слепых. А заодно выясняем, что не так с празднованием юбилеев ВОС.
Ведущий: Олег Шевкун.
Дата выхода: 12.02.2020.

Тифлострим, № 79. Дисплеи Брайля: секреты успешной работы

• Кому нужен и кому Не нужен дисплей Брайля?
• Не всё ли равно, какой дисплей покупать?
• Почему дисплей показывает то, что показывает?
• Какие советы по использованию дисплея Брайля дают эксперты?
Об этом — в «Тифлостриме».
Участники: Павел Каплан, Андрей Поликанин, Сергей Флейтин, Олег Шевкун.
Техническое обеспечение: Полина Иванкевич.
Дата выхода: 10.02.2020.

А.М. Щербина. “Слепой музыкант” Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. Часть 2.

Сегодня, возвращаясь к научному наследию Александра Щербины, публикую третью и четвертую главы из его очерка «Слепой музыкант» Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых».

Текст непростой, ему более ста лет. Значение этого текста в том, что Александр Моисеевич Щербина был одним из первых незрячих в России, которые могли на равных полемизировать с таким лидером дум, каким был Короленко, и открыто говорить о собственном опыте незрячего психолога и философа.

Очерк оцифрован мною по первому отдельному изданию: Прив.-доцент Московского университета А.М. Щербина. Слепой музыкант Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1916. – 51 с.

Дореволюционная орфография заменена на современную, пунктуация и другие авторские особенности текста оставлены без изменений. Текст вычитан.

Специально для публикации на портале «Tiflo.info» заменена на сквозную нумерация постраничных сносок, некоторые примечания, касающиеся латинских и греческих понятий, добавлены, сноски на главы и страницы этого же издания, которые делал А.М. Щербина, удалены.

Вначале каждой главы Александр Моисеевич дает ее краткий план, а затем в изложении следует этому плану.

Я предполагаю сделать три публикации глав очерка в блоге в течение трёх недель, после чего объединить очерк А.М. Щербины в одно целое на отдельной странице в разделе «Статьи и эссе».

Публикацию подготовила Юлия Патлань

Начало очерка здесь: https://tiflo.info/blogs/a-m-shherbina-slepoj-muzykant-korolenko-kak-popytka-zryachix-proniknut-v-psixologiyu-slepyx-chast-1/

“…Внушая печальные настроения, зрячие, сами того не замечая, сильно ослабляют энергию слепого. Между тем в жизни последнего ожидает трудная работа. Культура создавалась почти исключительно зрячими и находится в соответствии сих потребностями: язык, учебные и научные пособия, орудия производства, государственные и общественные учреждения и проч. и проч. прежде всего имеют в виду зрячих. Поэтому слепому нужно затратить гораздо больше энергии, чтобы принимать то или другое участие в окружающей его жизни: всюду он чувствует затруднения и свою недостаточную приспособленность…”

Читать далее «А.М. Щербина. “Слепой музыкант” Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых. Часть 2.»

В поле зрения, № 2. «Ведьмаку заплатите»?

«У Йеннифэр в сериале лиловые глаза. А в книге они фиалковые. Ну, для меня фиалковый цвет — это как чистая выстиранная подушка, когда ты на неё ложишься, отдыхаешь, и она так классно пахнет».
Лира, Полина и Влад обсуждают мир «Ведьмака» в книгах, играх и сериалах.
Участники: Влад Шакин, Полина Иванкевич, Лира Лешкевич.
Дата выхода: 07.02.2020.

Тифлострим, № 75. Система Брайля: так чему же учат в школе?

Текстовая версия

 

— Мы хотим, чтобы наши незрячие дети получали качественное образование! Однако пока не можем этого добиться.

— Брайлю меня обучали мама и брат. И я уверена, что любой человек должен уметь читать и писать.

— Врачи нам сказали, что мой ребёнок вряд ли полностью потеряет зрение. Поэтому мы пока обходимся без брайля.

Эти и другие мнения звучали на нашей неформальной встрече.

Её участники заинтересованно говорили о наболевшем — о том, как незрячие и слабовидящие дети осваивают шрифт Брайля. Коснулись и других вопросов. Например, общего положения дел в обучении наших детей.

Участники: родители, учащиеся, педагоги из разных регионов Российской Федерации.

Эксперт: Анна Наумова.

Ведущие: Екатерина Южакова, Олег Шевкун.

«Тифлострим». Не только для незрячих. Читать далее «Тифлострим, № 75. Система Брайля: так чему же учат в школе?»

Екатерина Романова. ОГЭ, ГВЭ, ПМПК

Девятый класс прошлого года. Основной государственный экзамен впереди. Сын беспечно отмахивается: мол, как-нибудь сдам, куча времени для подготовки. Нервно комкая слова, учителя предлагают не нервничать. На родительском собрании в сентябре директор скорбно вопрошает: «Такой слабый класс, не понимаю, почему ни одного заявления на сдачу ГВЭ я не получила?! Конечно, мы со своей стороны приложим все усилия, но при такой лени, таком безответственном отношении к учебе со стороны учеников…» Так я узнала о государственном выпускном экзамене (ГВЭ). Разница между первым и вторым вариантом сдачи мне не была понятна и я принялась выяснять подробности.

Читать далее «Екатерина Романова. ОГЭ, ГВЭ, ПМПК»

Тифлострим, № 78. Тифлотехника изнутри: взгляд профессионала

«Тот же ручной видеоувеличитель — он, конечно, круче, эргономичнее, чем телефон. Но телефон у Вас всегда с собой и способен выполнять основные функции увеличителя». — считает Андрей Стёпин, один из наиболее компетентных специалистов в области ремонта и обслуживания тифлотехники в России.
А как она выглядит — тифлотехника изнутри? И какие выводы можно сделать из увиденного?
Выясняем в «Тифлостриме».
Участники: Андрей Стёпин, Олег Шевкун.
Дата выхода: 05.02.2020.