Юлия Патлань. Сломанный символ: «люди с недостатками зрения» как проблема общества или «памятник незрячему гражданину»? Часть 1.

Некоторое время назад это исследование было опубликовано в одном из киевских интернет-изданий. И сама статья, и приведенные в ней материалы – на украинском языке. В фокусе моего внимания была медийная рецепция появления нового объекта стрит-арта в Киеве: как это воспринимали инициаторы, СМИ, а также незрячие в соцсетях.

Публикация не была ни заказной, ни оплачиваемой. Более того, все мои рецензенты, давая положительный отзыв, говорили, что «в таком виде у нас это опубликовать невозможно». Но тут внезапно сработал принцип «невозможное человеку возможно Богу» и исследование было опубликовано целиком и без каких-либо редакторских вмешательств.

Неожиданным для меня стало то, что моя рецензент, д. фил. н. Э.Г. Шестакова (журналистика) и еще несколько читателей отнесли этот материал в разряд «социальной арт-критики». Такой цели я перед собой не ставила. Еще более неожиданным стало письмо Киевской городской организации УТОС мне на работу. В этом письме, кроме прочего, укоров и упреков, повторялось слово «обездоленные»… Таким образом, как и положено, все выслушали всех.

Поскольку я не могу согласиться с таким подходом к незрячим людям, я приняла решение сделать несколько сокращенный и исправленный вариант текста на русском языке. Думаю, что все-таки исследование привлечет внимание как зрячих, так и незрячих журналистов и будет уместно на портале «Тифло.инфо». Перевод с украинского языка мой.

Юлия Патлань

Сломанный символ: «люди с недостатками зрения» как проблема общества или «памятник незрячему гражданину»? Часть 1.

 

Фигура обнаженного человека с тростью, на теле которого имитацией Брайля в восемь рядов написано “Смотри сердцем”

16 декабря 2019, уже в дни предрождественской и предновогодней суеты и хлопот, в Киеве состоялось необычное событие. Киевская городская организация Украинского общества слепых решила сделать шаг навстречу киевлянам из своего привычного отстранения и определенной замкнутости. Она обратилась к широким кругам киевлян с настоятельным призывом замечать вокруг себя незрячих, которые страдают от барьерности киевских улиц, почти не могут передвигаться самостоятельно и потому нуждаются в постоянном внимании и помощи.

На транспортном кольце многочисленных маршруток и в 10 метрах от конечной остановки 45-го автобуса возле метро «Дарница» была открыта статуя (скульптура, памятник, монумент) незрячего человека («слепого гражданина»). Событие собрало немногих людей, но среди них были представители 3-4 телеканалов, а в другие газеты и интернет-издания был разослан пресс-релиз.

За несколько дней вышли материалы об открытии статуи в прессе и в соцсетях. Внимание общественности к незрячим людям привлечь удалось настолько, что уже через три недели, в разгар новогодних праздников, в ночь с 3 на 4 января, группа из двух подростков и девушки повредила «арт-объект», с удивительной легкостью отломав его трость. Инфоповод появился вторично, но теперь по соцсетям прошла волна возмущения «варварами», которые сломали, по словам Михаила Новосецкого, председателя КГО УТОС, не что-нибудь, а «символ слепого человека»: «Вот недавно установлена ​​скульптура, над которой полгода трудился скульптор, многие работники, которые консультировали, устанавливали статую, работали над постаментом, думали о слогане и прочее. Какие огромные затраты средств, труда, надежд были у команды, которая все это творила. И вот нашелся один урод, который просто пришел и начал ломать созданный символ незрячего человека. Вдумайтесь, символ гражданина, который имеет глубокое поражение здоровья. Символ слепого человека. И вот на это всё у этого лица поднимается рука брать и крушить все, что сделано с таким трудом. Разве это не горько? Очень огорчает то, что с нами рядом проживают вот такие нелюди» («Варвары на улицах нашего города». Пост Михаила Новосецкого 8 января 2020 года на личной странице в Фейсбуке).

Встреча незрячих и зрячих людей с объектом современного уличного искусства состоялась, но явно не с тем эмоциональным знаком и следствием, на который рассчитывали организаторы установки скульптуры.

Что же она собой представляет? Это фигура человека с закрытыми глазами, лысого, совершенно голого, без кадыка и половых (гендерных) признаков, который, впрочем, напоминает все-таки мужчину с недоразвитым телом, что делает его похожим на подростка, с тонкими и кривыми ногами, который босиком шагает вперед, держа в правой руке трость. Фигура высотой два метра и 10 см установлена на невысоком гранитном постаменте, который имитирует направляющие тактильные полосы. По всему телу фигуры, как спереди, так и сзади по колено в восемь рядов размещена повторяющаяся надпись имитацией шрифта Брайля «Смотри сердцем». Надо сказать, что брайлевское шеститочие прочитывается подушечкой пальца и имеет четко определенный стандарт и размеры как самих точек, так и промежутков между ними: высота выпуклой точки 0,5 мм; диаметр точек – 1,2 мм; расстояние между точками – 2,5 мм; расстояние между символами – 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.

На статуе мы видим большие (соразмерные с одно- и двугривневыми монетами) комбинации выпуклых полусфер, которые привлекают внимание разве что тех, кто впервые увидел такой «декор» на обнаженной человеческой фигуре. Сами люди с нарушениями зрения, которые могут оценить это художественное изобретение на ощупь или услышать о нем в видео-репортажах или прочесть в СМИ и интернете, отзываются о нем резко отрицательно, напоминая, что лучше бы было заказать на эти средства несколько настоящих брайлевских книг, столь нужных незрячим и слабовидящим детям и взрослым.

Если смотреть в лицо фигуры незрячего человека, то за ее спиной находится павильон остановки и киоск-МАФ, прямо в который и упирается проложенная на земле тактильная полоса. Справа от статуи – ограничительные столбики и проезжая часть, где движутся многочисленные маршрутки и автобус. Слева за спиной фигуры – металлические спиральные поручни, дерево и еще какие-то опоры, а также снова ограничительные столбики на другой стороне этого небольшого пешеходного островка. Если развернуться и посмотреть в сторону условного движения «незрячего человека», то перед ним справа будет большая урна, а еще вперед – снова киоски, в которые упираются довольно хаотично проложены тактильные полосы, призванные облегчать ориентирование незрячих людей в пространстве. Внизу, у самой земли, на правом краю постамента прикреплена табличка, поясняющая, что это всё вообще такое: «”Вместо тысячи слов / Арт-объект “Смотри Сердцем” / [далее Брайлем] “Смотри Сердцем” / посвященный проблеме адаптации человека / с недостатками зрения в современном обществе”» (правописание и отсутствие пунктуации воспроизведено без изменений). Интересно, что выбитый на металле (?) Брайль расположен в углублении поверхности таблички. Понятно, что на уровне чуть выше земли надпись настоящим Брайлем не может быть прочитана руками, а значит, он не предназначен для незрячих. Им приходится довольствоваться странной увеличенной имитацией на теле фигуры, и, вероятно, без посторонней помощи они не найдут разъяснения там, где оно размещено.

Надпись на табличке на украинском языке: “«”Вместо тысячи слов / Арт-объект “Смотри Сердцем” / [далее Брайлем] “Смотри Сердцем” / посвященный проблеме адаптации человека / с недостатками зрения в современном обществе”»
Итак, надпись по Брайлю выполняет символическую декоративную функцию одновременно и для всех зрячих людей, которые его увидят, но не прочитают и не поймут. Имитация системы Брайля на фигуре статуи выполняет функцию не вовлечения, а отделения, маркировки собой Другого, Иного.

На подчеркивание инаковости, инаковости, насколько можно судить, направлен и весь художественный замысел. Фольклористы и этнологи знают, что лишение одежды, обнаженность указывает на Инаковость, незащищенность, слабость, уязвимость, чужеродность и … невидимость или обозначает состояние прохождения инициации. Как и собственно слепота, она делает человека невидимым.  Сравним, например: «Слепота мальчика не делает его невидящим — она делает невидимым» (Савинков С.В. Диссертация «Творческая логика М.Ю. Лермонтова», 2004). В традиционной народной культуре, если донимают потусторонние силы или морок, иллюзии, достаточно снять одежду, чтобы стать невидимым как для них, так и для окружающих, спрятаться, исчезнуть, трансформироваться во что-то другое, восстановить видение реальности.

В зимней предновогодней толпе на остановке транспорта скульптурная фигура выглядит не включенной (инклюзивной), а  исключенной из привычного человеческого (зрячего) окружения, слабой, уязвимой, поражающей и отталкивающей (из-за диспропорции, отсутствия половых органов и «брайлевской чесотки», по выражению одного из обсуждавших статую в Фейсбуке). Итак, «незрячий человек» представлен как обособленный от большинства, одинокий, некрасивый, искаженный, такой, который не может создать семью и размножаться, бесплодный.

Одним из первых противоречий идеи статуи, которое невозможно не заметить, является то, что она, по замыслу инициаторов ее создания, должна напоминать о проблемах адаптации в обществе слепых и слабовидящих людей. Практически же вместо того, чтобы быть установленной на широком, открытом и доступном пространстве, с продуманной системой навигации (тактильных полос), имеющей универсальный характер согласно принципам универсального дизайна и доступной для всех людей, статуя стоит в странном, не приспособленном и не упорядоченном для нее как положено месте, загроможденном киосками, столбиками, опорами, урной, в окружении толпы людей, движущейся от метро и в метро, ​​а также к остановке транспорта.

Вместо планирования и организации вокруг арт-объекта упорядоченного, удобного и комфортного пространства для передвижения как зрячих, включая все группы маломобильных граждан, так и лиц с нарушениями зрения, для которых здесь в два-три ряда проложена тактильная плитка, статуя занимает собой дополнительное место и может травмировать людей как низким постаментом, так и своим основным объемом, соразмерным с фигурой человека, выполненным из темного материала, а не огражденным и не выделенным контрастно.  В этой толпе скульптурная фигура просто незаметна и в нее можно врезаться и получить травму. Итак, вместо освобождения пространства среди движения потоков людей, скульптура «Статуя незрячего человека» занимает собой пространство и мешает этому движению.

Второе вопиющее несоответствие заключается в том, что сами работники и члены УТОС до сих пор употребляют выражения «люди с пороками (недостатками) зрения», «люди с особыми потребностями», которые в Украине уже законодательно отменены соответствии с Международной конвенцией о правах людей с инвалидностью, ратифицированной Украиной десять лет назад. Собственным устаревшим словоупотреблением инициаторы проекта поставили журналистов в положение, когда специалистам пришлось переписывать и корректировать исходную информацию пресс-анонса (пресс-релиза). В то время как активисты среди лиц с нарушениями зрения требуют языка равенства и недискриминации, обращения к себе как к «человеку с инвалидностью», «человеку с нарушениями зрения», сопроводительные тексты как инициаторов проекта, так и журналистские репортажи пестрят выражениями «люди с недостатками (пороками) зрения», «люди с ограниченными возможностями» и подобными. Причем одновременно мы открытие статуи именно безличного и внеличного «человеческого человека», которая откровенно пугает неподготовленного зрителя, потому что ее единственный стойкий признак – слепота.

Из репортажа журналистки Newsone Анастасии Левкович:

“В Украине появилась первая скульптура, посвященная незрячим людям, 20.12.19: «Это не просто первая скульптура в Киеве, или в Украине, но и во всем СНГ. И вот в чем ее особенность. Посмотрите на нее. Это не просто человек. Это человек, лишенный любого гендера. Автор скульптуры рассказывает о том, что вдохновлялся западными скульптурами. И ему не понравилось то, что обычно людей незрячих изображают, как пожилого человека с шляпой и в очках. Эта же скульптура напоминает скорее ангела. Это не мужчина, это не женщина. И вот, видите, на самой скульптуре здесь поставлен шрифт Брайля. И когда презентовали самую скульптуру, люди с пороками зрения подходили к ней и ощупывали, таким образом знакомясь с этой скульптурой, посвященной им»; «Эта остановка характерна тем, что многие люди здесь слабовидящие останавливаются, чтобы доехать к своей работе. Тем не менее, как видите, впереди эта тактильная дорожка, она упирается в МАФ. И вот расположение скульптуры – она ​​напоминает о том, что у людей с недостатками зрения в обычной жизни многие проблемы, с которыми они сталкиваются и не могут никак побороть. Эти МАФы, которые здесь расположены, имеют судебные иски, и решение о том, что их нужно сносить. Однако Киевпастранс не может их убрать. И вот расположение скульптуры, посвященной незрячему человеку именно здесь, напоминает о том, что нужно решать такие проблемы” (перевод с украинского. – Ю.П.).

После ознакомления со «статуей незрячего человека» и особенностями ее расположения и установки непосредственно на местности, стало интересно раскрыть и восстановить социокультурные контексты и подтексты ее появления, разобраться с наглядным изменением терминологии в СМИ – от «статуи» или «скульптуры» последовательно к «памятнику» или даже «монумента» незрячему человеку / слепому гражданину, выяснить, было ли случайным повреждение нового произведения и почему же он установлен именно там.

Мне удалось это сделать путем изучения публикаций в СМИ, видеорепортажей телекомпаний, страниц Киевской городской организации УТОС и личной страницы ее председателя Михаила Новосецкого в Фейсбуке за декабрь 2019 – январь 2020, а также отдельных публикаций и репортажей за 2018-2019 годы. Хочется особо отметить профессионализм журналистов крупных СМИ и телеканалов, которые, в целом, уже обучены использовать язык недискриминации и из которых почти никто не распространил сведения пресс-анонса (пресс-релиза) о якобы «первом» или «единственном» в СНГ «памятнике незрячему человеку», только что  установленном в Киеве.

У меня возникли такие вопросы:

  1. Чем является фигура обнаженного незрячего человека: «статуей», «скульптурой» или, строго говоря, все же «памятником»?
  2. Как событие отразилось в глазах журналистов и как профессионализм журналиста (медиа-редактора) влияет на общественное восприятие того или иного медийного повода?
  3. Кто автор концепции и идеи статуи, отчего имя скульптора не упоминается ни в одной из текстовых публикаций на страницах газет, на сайтах и ​​в соцсетях?
  4. Из какого материала изготовлена ​​статуя, каким был замысел скульптора и к кому, собственно, обращено его художественное высказывание – к зрячим или к незрячим людям?
  5. Есть ли в Украине и в СНГ другие памятники незрячему человеку (или отдельным незрячим – выдающимся личностям)?
  6. Стоит ли обезличивать и выделять людей, особенно тех, кто и без этого имеет статус «другого, не такого, как все»?
  7. «Казус такитильных полос»: кому они нужны – самостоятельным активным незрячим или зависимым от окружения людям с нарушениями зрения, которые не выходят из дома?
  8. Итак, почему и зачем статую установили именно там? Какова истинная цель и предпосылки ее появления?

Первый анонс о будущем установлении статуи разместил 6 декабря 2019 заместитель председателя УТОС, председатель Киевской городской организации УТОС Михаил Новосецкий на своей странице в Фейсбуке. Отсюда стало известно об открытии 16 декабря. Информация о нем волной прошла также 16-21 декабря 2019 года в нескольких десятках газет, агентств и сайтов, преимущественно киевских, и была распространена в соцсетях.

Михаил Новосецкий, 6 декабря 2019:

«В столице Украины будет установлен арт-объект – Статуя (скульптура) незрячего человека. Нужно привлечь внимание власти всего Украинского общества к проблемам граждан с физическими недостатками. Одна из особо уязвимых категорий лиц с инвалидностью – незрячие граждане Украины, для которых городская инфраструктура почти недоступна и еще требует много усилий по уменьшению ее барьерности. Чтобы привлечь внимание украинского общества к этой проблеме, с которой ежедневно сталкиваются тысячи граждан Украины с глубоким поражением зрения, Киевская городская организация Украинского общества слепых с помощью отзывчивых, милосердных меценатов готовит к открытию арт-объект – Статую незрячего гражданина.
Такой арт-объект – Статуя незрячего человека впервые будет установлена ​​на огромной территории бывшего СССР. Именно в столице нашего государства –

городе Киеве впервые вот таким способом мы будем привлекать внимание украинских граждан к незрячим людям, которые проживают рядом и требуют ежедневного внимания и помощи».

Именно от Михаила Новосецкого я узнала, что над «очень дорогостоящим» проектом полгода работало много людей по инициативе Киевской городской организации УТОС. Статуя была изготовлена ​​и установлена ​​на спонсорские и меценатские средства, а слоганом статуи стал «Смотри Сердцем». Замечу, что это настолько старый затертый штамп, что даже сложно представить, насколько он надоел всем, кто работает с людьми с инвалидностью, и прежде всего, самим незрячим.

Уже в первом сообщении для прессы была заметна путаница понятий-определений: «статуя» / «скульптура». В первых сообщениях журналисток и журналистов – участников открытия речь идет действительно об «арт-объекте», «статуе» или «скульптуре», и одновременно – о «памятнике». Но когда появились хорошо отредактированы материалы «ТСН» и правительственной газеты «Голос Украины», которые являются крупными игроками медиа-сектора, вслед за ними и другие авторы новостных сюжетов начали рассказывать об открытии «памятника незрячему человеку».

А когда уже через три недели статую повредили подростки, большинство новостей сообщали уже именно о повреждении «памятника». Журналист ТСН (Телевизионной службы новостей), желая придать событию большую общественную значимость, не придерживался языка равенства и недискриминации, назвав репортаж «Особый памятник». К сожалению, именно этот сюжет очень сильно повлиял на другие материалы в СМИ, подготовленные позже, и на общий отклик в прессе на повреждение статуи.

ТСН, видеорепортаж «Особый памятник», 16 декабря 2019 года, расшифровка с видео, перевод с украинского языка

«Посмотреть вокруг сердцем». С таким призывом в столице установили первый в Украине памятник незрячему человеку. Арт-объект, посвященный гражданам нашего государства с недостатками зрения, был открыт в Киеве 16 декабря 2019. Место расположения скульптуры было выбрано неслучайно. Установка арт-объекта вблизи остановки общественного транспорта – станции метро «Дарница», достаточно символична. Поскольку именно это место является объектом многолетней борьбы Украинского общества слепых против произвола и бездействия чиновников за свои права в формировании безопасной и беспрепятственной среды. Сейчас благодаря неравнодушным активистам и правозащитникам люди с недостатками зрения могут почти свободно пройти от станции метро «Дарница» до остановки общественного транспорта. Но все равно продолжается борьба за освобождение остановки от киосков, расположенных прямо на тактильной дорожке. Арт-объект является уникальным, поскольку является первым памятником незрячему человеку на всем постсоветском пространстве и призван обратить внимание граждан на проблемы адаптации незрячих людей к современной, иногда агрессивной среде, которые постоянно нуждаются в нашей поддержке и помощи. Главный посыл данного арт-объекта «Смотри сердцем» содержит призыв ко всем гражданам, не воспринимать мир глазами, а сердцем. Проблемы, с которыми сталкиваются ежедневно незрячие Украины и города Киева в частности, являются постоянными. И только неравнодушие власти и граждан может помочь их преодолеть».

(Продолжение следует).

Рассказать друзьям