Доклад Директора Приюта Д[ействительного]. Ст[атского]. Сов[етника]. Воскресенского Совету Общества о состоянии учебно-воспитательной части в Приюте за 1891 год

Недавно я опубликовала выступление Василия Ерошенко в Токийской школе слепых «Положение дел в частной школе для слепых детей в Москве», которое впервые было опубликовано в журнале Токийской школы слепых по Брайлю в 1915-1916 году.

Ерошенко описал там тотальный контроль зрячих сотрудников школы – учителей и воспитателей – над незрячими учениками. Кроме нескольких текстов самого Ерошенко, о каких-то «тяжелых» нравах в Московской школы слепых у многих создалось представление по повести Александра Харьковского «Человек, увидевший мир» (М., 1974).

Но сохранились и документы этого учебного заведения, действовавшего с 1882 года. «Состоящее под Высочайшим Ее Императорского Величества Государыни Императрицы покровительством Московское общество призрения, воспитания и обучения слепых детей», как оно полностью тогда называлось, ежегодно публиковало в виде небольшой книжки годовые отчеты о работе общества, приюта и школы для слепых детей. И так было до революции 1917 года.

Несколько копий таких отчетов передала мне заведующая Музеем истории отечественной тифлопедагогики Анна Ивановна Сизова. И они уже более 15 лет служат для меня ценным историческим источником.

В одном из них, за 1891 год, я нашла сведения об усилении штата воспитателей (дядек и воспитательниц), о ночном сотруднике школы, о том, как было устроено внеурочное и свободное время учеников школы. Это очень близко к тому,  о чем рассказывал Василий Ерошенко по своему опыту обучения в школе.

Меня, конечно, интересовало, насколько сильно «сгустил краски» с художественной целью Василий Ерошенко. Да и он рассказывал о нравах в школе в период первой русской революции 1905-1907 годов, то есть через 14-16 лет после этого отчета. И я хотела опубликовать только фрагменты из доклада директора приюта К. Воскресенского, касающихся этих вопросов.

Но потом поняла, что обязательно найдутся люди, которых заинтересует этот небольшой текст как исторический документ, то есть полностью.

Мне было интересно прочесть в нем об изучении Псалтири для возможного заработка учеников в самостоятельной жизни, о работе брайлевской типографской машины, переданной Анной Адлер во временное пользование приюту, о преподавании Закона Божьего шесть раз в неделю, а «игры на рояли» четыре раза, о слушании учениками книг и о введении во внеурочные занятия в школе занятий гимнастикой.

Было интересно отметить, как изменился с 1891 по 2020 год русский язык и какой была тогда стилистика текста, увидеть в отчете фамилии знаменитых в будущем врачей Ярхо и Адельгейма.

Что же это было за время такое? Это доклад нового на этой должности директора приюта о работе со 2 октября до конца 1891 года, то есть всего за три месяца.

В 1892 году учебно-воспитательное заведение для слепых детей в Москве отмечало 10-летие своей работы. Всего шесть лет назад, в 1885 году Анна Адлер самостоятельно напечатала первую в России брайлевскую книгу и это было событие исторической важности. Василий Ерошенко уже родился – в 1890 году, но зрение еще не потерял, это случится около 1894 года. Учиться в эту школу его примут через восемь лет, летом 1899 года.

Итак, доклад директора приюта Константина Воскресенского об учебно-воспитательной части за 1891 год, в современной орфографии при сохранении ряда особенностей текста.

Юлия Патлань

Доклад Директора Приюта Д[ействительного]. Ст[атского]. Сов[етника]. Воскресенского Совету Общества о состоянии учебно-воспитательной части в Приюте за 1891 год

2-го октября отчетного года я принял на себя, по предложению Совета Общества, обязанности Директора Школы слепых детей. Школа, при моём первом знакомстве с ней, произвела отрадное впечатление: я пришел к ясному заключению, что заботы Членов Общества, горячо преданных благому делу призрения и воспитания слепых детей, относительно Школы велики; что Школа поставлена на довольно разумных началах и что лица учебно-воспитательного персонала относятся к делу с должным старанием и любовью.

Всех заседаний Педагогического Совета за время с октября месяца и до конца отчетного года было пять и в некоторых из них принимали также участие Председатель Совета Общества, Попечительница Заведения и Члены Совета Общества, всегда внимательно относившиеся к трудам Педагогического Совета.

Педагогический совет занимался обсуждением вопросов, касающихся штата учебно-воспитательного персонала, классного обучения, ведения практических занятий, препровождения учащимися свободного времени, отпуска учащихся в праздничные дни, свидания их с родственниками в стенах Заведения и наконец жизни прислуги, близко стоящей к детям. По каждому из этих вопросов получились более или менее существенные решения, проводимые в жизнь школы.

Усиление штата служащих. На первом же под моим Председательством Заседании Совета, состоявшемся 18 октября, было обращено внимание на невозможность организовать достаточно-бдительный надзор за учащимися при трёх лицах воспитательного персонала, и Педагогический Совет пришел к заключению, что необходимо четвертое лицо. Необходимая для приглашения означенного лица сумма была разрешена Советом Общества, и состав воспитательного персонала усилился еще одной воспитательницей. Тогда Педагогический Совет получил возможность постановить, чтобы ежедневно дежурили в Школе по два лица: воспитатель и воспитательница.

Во втором заседании, бывшем 25 октября, Педагогический Совет обсудил также весьма важный вопрос, касающийся надзора за детьми ночью, и пришел к заключению о необходимости, чтобы кроме двух дядек, которые спят с мальчиками, и одной няни, спящей с девочками, каждую ночь дежурил особый дядька, обязанный к самому бдительному надзору за всем Заведением  и главным образом за спальнями мальчиков. Совет Общества вполне сочувственно отнесся ко мнению  Педагогического Совета, разрешил сумму, потребную для жалованья ночному дядьке, и означенное постановление немедленно приведено было в исполнение.

Классное обучение. В заседании 25 октября Педагогич. Совет, обсуждая порядок ведения классных занятий, пришёл к заключению, что совместные занятия учащихся в приготовительном и 1-м классах под руководством одного лица крайне затрудняют ведение учебного дела, почему и  постановил вести преподавание в каждом из этих классов отдельно. Привести это постановление Совета в исполнение нашлась возможность при том же персонале преподавателей и без особых на то расходах.

Говоря о классном обучении, нельзя не помянуть об усиленных заботах, которые были обращены лицами учебно-воспитательного персонала на пополнение учебных пособий. Нужды Заведения в этом отношении находили себе сочувственный отзыв со стороны Членов Совета и Общества. Благодаря щедрым пожертвованиям Попечительницы Училища Е.П. Щеголевой библиотека Заведения значительно обогатилась учебными книгами и пособиями, а Типография Заведения снабдила детей достаточным количеством учебных книг.

Практические занятия. Озабочиваясь будущею судьбою питомцев Заведения, Педагогический Совет старался усовершенствовать по возможности постановку тех практических целей, которые уже существовали, и одновременно ввести новые. Результатом работ Педагогич. Совета в первом направлении явилось постановление 25 октября о том, чтобы дети первые четыре года своих ремесленных занятий обучались обоим предполагаемым ремеслам: щеточному и корзиночному и затем уже переходили к изучению одного ремесла, более соответствующего их способностям. Результатом работ во втором направлении явилось стремление ввести обучение пению между прочим и в профессиональных целях. Кроме того, Педагогическим Советом признано полезным приучать слепых детей к чтению псалтири, могущему предоставлять им впоследствии некоторый заработок. Поэтому Педагогич. Совет 22 ноября постановил, по испрашении разрешения духовной цензуры, приступить к напечатанию псалтири, пользуясь при этом любезно предоставленной Членом Совета Анною Александровною Адлер во временное пользование Приюта типографской машиной.

Препровождение учащимися свободного времени. В свободное время дети находятся в рекреационных залах и читальной комнате. Дортуары и классные помещения в рекреационное время запираются. В свободное время дети занимаются подвижными играми и слушанием чтения.

Педагогич. Совет 18 октября постановил, чтобы на чтение собирались все дети, разделяясь при этом на два возраста: старших и младших. Во дни праздничные, перед богослужением, обыкновенно устроивается чтение для всех детей, при чем для такого чтения избираются статьи духовно-нравственного содержания. Одним из существующих вопросов, подлежащих обсуждению Педагогич. Совета, следует считать вопрос о введении гимнастики. Признавая не нормальным отсутствие в школе слепых детей гимнастических занятий, Педагогич. Совет постановил,  23 ноября, чтобы дети занимались гимнастикой по вечерам после урока пения в течение 20-30 минут. Означенное постановление приведено в исполнение без особых расходов, благодаря единственно заведующему Приютом Ивану Дмитриевичу Иванову, который принял на себя руководство занятиями по гимнастике безвозмездно.

Отпуск учащихся. В нашей Школе, в которой все дети принадлежат, преимущественно, к простонародной среде, следует весьма осмотрительно относиться к отпускам их к родственникам. Педагогич. Совет 18 октября внимательно обсуждал этот вопрос, в особенности по отношению к ученицам и постановил руководиться в этом случае соображениями в какой степени обеспечены те семьи, куда увольняются в отпуск дети.

Педаг. Совет возложил при этом на воспитателей и воспитательниц обязанность возможно ближе ознакомиться с положением семьи родителей и родственников учащихся.

Свидание детей с родственниками. Свидание детей с родственниками в стенах Заведения допускается только по праздникам от 3 до 5 ч. дня. При свидании ничего не должно быть передаваемо лично детям, а только через воспитателей или воспитательниц. При свидании детей с родственниками дежурит одна из нянь (постановление от 18 октября).

Упорядочение образа жизни прислуги. Признавая весьма важное значение в деле воспитания влияния близко стоящей к детям прислуги, Совет стремился подчинить самому строгому контролю образ жизни прислуги вообще и дядек и нянь в особенности. Дядьки и няни увольняются в отпуск по очереди и только по праздникам. Лица воспитательного и административного состава Школы следят за посещением прислуги ее знакомыми и родственниками (постановление от 18 октября).

Представляя Совету краткий отчет о том, что сделано под моим руководством лицами педагогического персонала Школы за период времени с октября месяца до конца отчетного года, я не могу не выразить глубокой признательности всем Членам Педагогического Совета за их серьезное отношение к вопросам обучения  и воспитания слепых детей, выносившимся на обсуждение Совета и с удовольствием отмечаю факт, что все заседания Совета проникнуты были общим стремлением Членов его подчинить учащихся возможно бдительному надзору и приучить их к порядку и сознательному отношению к своим обязанностям.

Я глубоко уверен, что за сим единодушие ближайших деятелей Школы будет все более и более укрепляться, а при этом условии следует ожидать последовательного успеха в школьном труде, которого, конечно, еще много впереди.

Считаю долгом, между прочим, предложить особому вниманию Совета Общества безвозмездные труды по Школе следующих лиц: Священника Матвея Тихоновича Разумовского, с основания Приюта преподающего детям Закон Божий по 6 часов в неделю, Александра Родионовича Кошелева, с сентября месяца минувшего 1891 года обучающего детей игре на рояли по 4 часа в неделю, и Владимира Владимировича Вишняка, обучающего детей с ноября месяца 1891 года светскому пению. Заслуживают также особой благодарности за безвозмездное, всегда заботливое отношение к заболевающим в Приюте детям врачи: Исаак Леонтьевич Ярхо, служащий в училище в течение пяти лет, Александр Иванович Тулинов и Константин Львович Адельгейм, служащие в школе в течение года.

Останавливает еще на себе внимание своим сердечным отношением к Приюту учитель пения Алексей Иванович Елисеев, служащий в Приюте в течение пяти лет. Движимый добрым чувством принести посильную помощь учреждению, он пожертвовал в пользу Приюта сто рублей, предназначенные ему Советом в награду за успешное обучение детей пению, и кроме того он вносит в пользу Общества выручаемые им деньги от первого издания (в количестве 1000 экземпляров по 50 копеек за экземпляр) его церковно-музыкальных сочинений.

Директор К. Воскресенский

Приводится по изданию: Состоящее под Высочайшим Ее Императорского Величества Государыни Императрицы покровительством Московское общество призрения, воспитания и обучения слепых детей. Отчет за 1891 год. М.: Тип. Скоропечатни А.А. Левенсон, Петровка, д. Левенсон, 1892. – С. 59 – 63.

 

Рассказать друзьям