Юлия Патлань. К 145-летию со дня рождения Розы (Эльжбеты) Чацкой

15 мая 2021 года исполнилось 60 лет со дня  смерти и 22 октября этого года – 145 лет со дня рождения Розы Чацкой, основательницы общины служения незрячим в Лясках около Варшавы и францисканской Конгрегации Сестер Служительниц Креста (FSC).

В сентябре 2021 года мать Роза Чацкая была беатифицирована католической церковью и провозглашена Блаженной.

К юбилею выдающейся деятельницы тифлопедагогики и организатора работы с незрячими в Польше я подготовила переложение статьи о ней из польской Википедии на русском языке, с некоторыми дополнениями, ничуть не претендуя на оригинальность. Моей целью было рассказать о жизненном пути и служении незрячей просветительницы, о которой мы до сих пор крайне мало знаем.

Юлия Патлань

***

Графиня Ружа (Роза) Чацкая (Róża Czacka, 22 октября 1876–15 мая 1961) известна как польская католическая монахиня (в монашестве – Эльжбета), основательница францисканской Конгрегации Сестер Служительниц Креста (FSC).

Роза Чацкая родилась в городе Белая Церковь в тогдашней Киевской губернии и была шестой из семи детей графа Феликса Чацкого и графини Софии  Ледоховской. Сейчас в Белой Церкви на здании Зимнего дворца графов Браницких установлена мемориальная доска в память о месте рождения Розы Чацкой.

Семья Чацких происходила из Силезии и принадлежала к польскому дворянству.  Отец Розы был внуком Тадеуша Чацкого, основателя Кременецкого лицея, члена Комиссии национального образования, соавтора Конституции 3 мая и соучредителя Варшавского общества друзей обучения. Через свою мать Софию она была связана с кардиналом Мечиславом Ледоховским.  В детстве она научилась играть на пианино,  овладела английским, а также немецким и французским языками; она также изучала церковную и средневековую латынь.

Семья Чацких заботилась о том, чтобы их дети получали очень хорошее образование. Роза получила домашнее образование. Помимо основных школьных предметов, она владела современным ей французским, английским, немецким и русским языками. Роза читала французскую литературу. Обладая очень хорошим музыкальным слухом, Роза брала уроки пения, танцев и игры на фортепиано. Еще она занималась верховой ездой. Изначально уроки давала ее мать, но когда Роза подросла, были наняты гувернантки. Семья Чацких была богатой, что позволяло подбирать преподавателей и давать детям хорошее домашнее образование. Родители требовали от своих детей значительной независимости и самодисциплины и уделяли особое внимание скромности и уважению достоинства других, в том числе людей более низкого социального статуса.

С детства у Розы были проблемы со здоровьем – наследственное заболевание глаз. Однако даже самые близкие  Розе люди отказались признать ее прогрессирующую слепоту. И дома, и за его пределами родители Розы скрывали проблему, хотя из-за болезни их дочери становилось все труднее нормально жить. Роза нашла поддержку у своей бабушки Розалии Ледоховской, урожденной Закжевской, матери кардинала. Бабушка Розы научила ее запоминать множество полезных текстов и расставлять вещи в определенном порядке, чтобы она могла находить их в темноте. Бабушка заранее заботилась о религиозном и духовном развитии внучки.

Переломный момент наступил в 1898 году, когда в результате падения с лошади сетчатка обоих глаз Розы отслоилась. В 22 года Роза Чацкая ослепла. Однако теперь она обрела внутреннюю свободу. Время скрывать неудобную близким правду прошло.

Родители Розы не пожалели сил, чтобы вернуть дочери зрение. Была надежда, что поездки за границу к самым известным офтальмологам помогут. Однако они оказались безрезультатными. Прорыв, наконец, произошел, когда Роза обратилась к офтальмологу Болеславу Рышарду Гепнеру. Врач сказал ей: «Не позволяйте перевозить себя из одной зарубежной страны в другую. Тут ничего не поделаешь, состояние вашего зрения безнадежное. Лучше позаботьтесь о слепых, потому что в Польше о них некому заботиться». Врачи сказали, что у нее нет никаких вариантов восстановления зрения. Дело осложнялось тем, что рельефно-точечный французский алфавит Брайля тогда еще не был адаптирован к польскому языку.

Роза решила начать собственную миссию – помогать слепым путем благотворительности.  Она посетила пациентов офтальмологических клиник, связалась с врачами, которые могли их лечить, и организовала сбор средств в церкви Святого Креста в Варшаве. В этой благотворительной деятельности ее поддерживала мать, чье отношение к дочери теперь стало теплее. Роза пришла к выводу, что ее помощь нуждающимся не должна быть временной. Она поехала на Запад, чтобы узнать, как организовать институциональную помощь слепым.

Вернувшись в Варшаву в 1910 году, графиня Чацкая открыла и содержала на свои средства приют для молодых слепых женщин.  Там она научила их читать шрифт Брайля. Со временем эти уроки начали посещать и слепые мужчины. Позднее она адаптировала шрифт Брайля к польскому языку и основные правила этой адаптации были утверждены в 1934 году.

Небольшой центр вскоре расширил свою деятельность и в 1911 году стал Обществом опеки над слепыми, официальный статус которого был подтвержден в том же году царскими властями Российской империи. Общество содержало учреждения по уходу и образованию для слепых, в том числе: начальную школу с польским языком обучения, мастерскую по плетению корзин для мальчиков и взрослых мужчин, ясли для самых маленьких детей и дом престарелых для пожилых женщин. В 1912 году Роза Чацкая также учредила так называемый «патронаж», то есть организовала открытую опеку слепых. Она инициировала перевод книг в шрифт Брайля. В 1913 г. она основала первую в Польше библиотеку для слепых. В связи с расширением своей деятельности Общество перенесло штаб-квартиру в более просторное помещение.

У Розы Чацкой была собственная концепция комплексной помощи слепым, основанная на решениях, которые были опробованы приняты в других странах. Она сотрудничала с выдающимся французским пропагандистом шрифта Брайля Морисом де ла Сизеранном.

Роза Чацкая обратила внимание на то, что слепые люди страдают не только из-за своей инвалидности, но и из-за укоренившихся в обществе представлений о своих предполагаемых со стороны умственных и психофизических недостатках. Она считала ошибкой освобождать незрячих от их повседневных дел или держать в изоляции, потому что это приводило к чувству смирения, отстраненности, озлобления и одиночества.

Роза Чацкая пыталась бороться с массовыми стереотипами восприятия незрячие через просвещение и пример собственной активной жизни. Она писала исследования, различные обращения и меморандумы представителям власти и так популяризировала знания о слепых. Ее цель заключалась в том, чтобы предоставить незрячим максимальную независимость, позволив им найти свое место в обществе, чувство пользы и собственного достоинства. Роза считала, что такое отношение следует прививать детям как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. По ее словам: «Все дошкольное образование является важной основой для всестороннего и профессионального обучения, а также для развития правильного отношения к жизни человека, который хочет достичь максимальной компетентности и независимости». Что касается профессиональной подготовки слепых, то Роза приводила примеры из Англии и Ирландии, где успешно применяли эффективные методы профессионального обучения слепых.

Начатая ею работа была прервана ​​Первой мировой войной.  Общество опеки над слепыми боролось с серьезной нехваткой продовольствия и других вещей, необходимых для ежедневной жизни людей. Общество было вынуждено ограничить свою деятельность. Чацкая покинула Варшаву на три года, с 1915 до 1918, и переехала на  Волынь. Она поселилась в Житомире, столице  Житомирской епархии, где тогда нашли пристанище многие беженцы – жители восточных земель Польши. Сначала она жила в доме сестер Третьего Ордена Святого Франциска. Роза Чацкая планировала основать новую общину, главной миссией которой было бы служение слепым людям. Под руководством своего духовника, отца Владислава Кравецкого, преподавателя Житомирской семинарии, она завершила свое индивидуальное послушание и приняла монашеский обет и  христианское имя Эльжбета (Елизавета). После официального снятия запрета на ношение религиозной одежды она надела францисканскую одежду. Весной 1918 года, перед окончанием войны, она вернулась в Варшаву человеком, прошедшим монашеское посвящение.

Чтобы принимать кандидатов в недавно основанную ею францисканскую Конгрегацию сестер-служительниц Креста (FSC), Эльжбета Чацкая получила разрешение  кардинала Александра Каковского, с ведома и благословения тогдашнего апостольского нунция Ахилла Ратти, который позже стал Папой Пием XI. Принятая дата официального основания религиозной общины – 1 декабря 1918 года. Служение сестер-францисканок – Служительниц Креста заключалась в апостольстве и покаянии перед Богом за «духовную слепоту мира». Конгрегация была открыта для незрячих.

Первый духовный руководитель общины отец Владислав Кравецкий умер в 1920 году, и его сменил отец Владислав Корнилович. В первые годы своего служения Корнилович не мог систематически контролировать дела общины в Лясках, будучи одновременно директором школы-интерната и преподавателем Люблинского католического университета. Однако его широкий интеллектуальный кругозор и многочисленные контакты открыли для FSC новые перспективы. По его инициативе были основаны новые учреждения и центры, в том числе Библиотека религиозных знаний, издательство и книжный магазин Verbum, а также дом отдыха. С 1930 года отец Корнилович окончательно основал свою постоянную резиденцию Ляски. Его так называемый «Круг» привлекал студентов и молодую интеллигенцию. Некоторые из них впоследствии вошли в FSC или Третий орден Святого Франциска.

Решение Эльжбеты Чацкой включить мирских сотрудников из Общества опеки над слепыми в религиозную жизнь Конгрегации поначалу было с неохотой воспринято церковными властями. Они считали, что такая тесная связь благотворительной организации для слепых с католической церковью или, скорее, с религиозной конгрегацией будет препятствовать ее миссии. Однако этого не произошло. Чацкая была убеждена, что ее сестры-монахини могут оказывать всестороннюю помощь слепым только с помощью мирян. Среди них особенно важную роль играли  члены Третьего Ордена Святого Франциска, духовным наставником которого был Владислав Корнилович. Роза Чацкая считала основанное ею религиозное собрание одним из трех элементов своей работы. Вторым было Общество опеки над слепыми, которое она возглавляла. Третьими были апостольские служения во главе с Владиславом Корниловичем. В 1924 году Чацкая и Корнилович дали всем основанным ими организациям общее название Triuno, то есть «три в одном». Это касалось незрячих людей, сестер-монахинь и мирян, а также благотворительной, воспитательно-тифологической и апостольской деятельности.

Устав нового религиозного ордена был утвержден 2 октября 1922 года. Его юридическое существование регулировалось как епархиальная община с одной часовней, члены которой давали простые обеты.

Общество заботы о слепых и религиозная община сначала находились в Варшаве, а затем, с 1922 года, в основном в Лясках недалеко от Варшавы, куда постепенно были перенесены школы для незрячих. Однако офис Общества и центр благотворительности, а также религиозный дом остались в столице.

В 1922 году Чацкая получила в дар несколько моргенов земли от Антония Дашевского, владельца Лясок. Важным сотрудником Чацкой и строителем зданий в Лясках был Антоний Юзеф Марильский, благодаря которому слепых детей в 1922 году можно было разместить в Лясках. В том же году туда были перенесены все учебные заведения для слепых, в том числе две общеобразовательных школы и два профессиональных училища для мужчин и женщин. В 1923 году Ляски официально стал родным домом этой общины и постоянным местом пребывания настоятеля.

Незадолго до Второй мировой войны деятельность матери Эльжбеты Чацкой было в полном расцвете. Она превратила Ласки в современный центр помощи незрячим, где ее ученики получили базовое и профессиональное образование, позволяющее им жить самостоятельно, финансово независимыми, включенными в общество и с восстановленным достоинством.

Увеличилось количество слепых учеников, а также учителей и воспитателей. В 1928 году здесь был 41 незрячий учащийся. К 1938/39 учебному году в школах-интернатах Лясок было 230 слепых детей, подростков и взрослых, а в открытых центрах Общества в Варшаве, Ласки, Познани, Кракове, Вильно – 437 человек. За несколько месяцев до сентября 1939 года варшавские власти обсудили с Обществом опеки слепых план преобразования двух крупнейших школ-интернатов Лясок в госпитали на случай войны.

Война составила отдельную главу в истории работы и служения Эльжбеты Чацкой. Незрячие студенты и персонал Лясок были эвакуированы, некоторых мобилизовали, а остальных отправили домой. Эльжбета Чацкая вместе с несколькими сестрами вернулась в Варшаву. В Лясках Чацкая оставила нескольких сестер под присмотром сестры Катаржины (Софии Стейнберг), которая говорила по-немецки, присматривала за школами и заботилась о раненых в госпитале. Во время осады Варшавы на дом, где жила Чацкая, упала бомба, и она была ранена. В октябре миряне и религиозный персонал, а также слепые студенты начали возвращаться в Ляски. Было разрушено около 75 % строений.

В 1940/1941 учебном году вновь открылись детский сад, начальная школа и профессионально-техническое училище для слепых в Лясках. По просьбе Варшавского комитета социальной самопомощи более 30 зрячих сирот войны также были приняты в центр Ляски. В этом районе действовала Польская Армия Крайова. Многие люди, чьи варшавские дома или квартиры были разрушены, также нашли убежище или даже работу в Лясках. В сентябре 1942 г. по приглашению Эльжбеты Чацкой и отца Корниловича в Ляски приехал будущий примас Польши отец Стефан Вышинский. В то время он был присяжным членом Армии Крайовой и ее армейским капелланом в районе Жолибож-Кампинос. В Ляски отец Вышинский выполнял пастырское служение, обучал детей катехизису и и читал преподавателям лекции по католическому социальному обучению руководству.

Община матери Эльжбеты Чацкой предоставляла убежище евреям и ослепленным солдатам. Книжный магазин Verbum на улице Монюшко работал во время оккупации и служил явочной точкой подпольного сопротивления. В 1944 году сотрудники и незрячая молодежь Лясок поддержали Варшавское восстание, помогая повстанцам и беженцам из столицы. Больница Лясок оказала помощь раненым, персонал обеспечил перевязку и питание.

После окончания войны Эльжбета Чацкая вместе со своими сотрудниками приступила к реорганизации школ и учебных заведений в Лясках, а также религиозных домов общины в Варшаве и Лулове.

Несмотря на сложные социально-политические и экономические условия, идеологические, организационные и образовательные цели общины, основанной Эльжбетой Чацкой, были реализованы на протяжении всего периода Польской Народной Республики. В 1946 году Общество опеки над слепыми получило государственное разрешение на управление и использование сельскохозяйственных угодий площадью 70 га в Собешеве. При колхозе Общество организовало летнюю базу отдыха незрячих детей и взрослых. В 1956 году кардинал Стефан Вышинский подарил сестрам-францисканцам Служительницам Креста костел св. Мартина вместе с монастырскими комнатами в Старом городе Варшавы. Тогда же в 1950-х годах София Коссак-Щуцкая завещала проекту Чацкой здание Педагогического лицея в городке Рабке (ранее – Рабка-Здруй).

Сестры  общины поддерживали ее основательницу в административной работе. С Чацкой и Лясками были связаны многие выдающиеся священники и проповедники. Здесь также работали выдающиеся ученые, педагоги и пионеры польской специальной педагогики, в том числе Мария Гжегожевская и Ванда Шуман.

Из-за болезни мать Эльжбета Чацкая отказалась от активной работы в 1950 году. Она скончалась в Лясках 15 мая 1961 года.

Процесс беатификации Эльжбеты Чацкой начался 22 декабря 1987 года, епархиальный процесс завершился в сентябре 1995 года.

В 2011 году постулат (официальные лица, возглавляющие дело) представил официальное досье Positio для оценки. Богословы сначала должны были оценить и утвердить причину беатификации, прежде чем кардиналы и епископы вынесут окончательное решение, может ли она пойти к папе на одобрение.  Папа Франциск издал указ, в котором 9 октября 2017 года Эльжбета Чацкая была названа Блаженной.

Ее беатификация зависела от подтверждения Папой Римским чуда (исцеления), которое ни наука, ни медицина не могли объяснить.  Папа Франциск подтвердил это чудо 27 октября 2020 года. Беатификация Эльжбеты Чацкой прошла в Варшаве 12 сентября 2021 года одновременно с беатификацией кардинала Стефана Вышинского.

На русском языке о матери Эльжбете Чацкой можно прочесть книгу Ядвиги Стабиньской «ВОЗЬМИ СВОЙ КРЕСТ…» (Жизнь и дело слепой матери Эльжбеты Чацкой). М.: Фонд христианского просвещения, 2008, 265 с. К сожалению, я не знаю, доступна ли она в аудиоформате ид

Рассказать друзьям