Текстовая версия
Как начать и развивать новые медийные проекты в интернете?
Беседуем об этом с руководителем проекта «Опиши мне» Маргаритой Мельниковой и руководителем проекта «Люди. События. Творчество» Сергеем Сырцовым
Ведущие: Наталья Иванова, Олег Шевкун
Олег ШЕВКУН: Рядом со мной сегодня Наталья Иванова. Наташа, привет!
Наталья ИВАНОВА: Добрый вечер, Олег! Здравствуйте, дорогие слушатели! Нас слушают уже девять человек. Добрый вечер всем!
О. ШЕВКУН: Наташа в этом проекте у нас впервые. Наташа, скажешь пару слов о себе?
Н. ИВАНОВА: Да, конечно, скажу. Я очень рада здесь присутствовать. Очень хочется с вами пообщаться. Это новый для меня опыт, и мне бы хотелось, чтобы вы мне как-то помогли, дали какие-то советы. Что бы вам хотелось слышать, видеть, чтобы было интересно на “Тифлостриме” и на других эфирах? Может быть, как мне быть хорошей ведущей? Буду ждать от вас комментариев. Сейчас, наверное, хотелось бы зачитать письма, которые прислали нам наши зрители. Елена Огородникова писала: “Отдельное огромнейшее спасибище за интереснейшую беседу, в которой присутствовала её величество музыка! Интересны были бы, мне кажется, эфиры с музыкантами, с особенностями освоения и владения данной профессией без зрения”.
О. ШЕВКУН: Я думаю, что такие эфиры тоже будем делать.
Н. ИВАНОВА: Александр Яшин пишет: “Давайте сделаем донат для канала”.
О. ШЕВКУН: Вот я искал, как это в YouTube сделать, но, к сожалению, насколько я понимаю, для этого надо, чтобы у канала было достаточно много зрителей. По крайней мере 1000 человек. Тогда возникает возможность донатов. Мы будем решать этот вопрос также и другими способами. Если вы хотите поддержать “Тифлострим” финансово, если вы хотите поддержать Tiflo.Info финансово, напишите нам, пожалуйста, на сайт или через электронную почту. Адрес: stream@tiflo.info
И мы поговорим, решим, каким образом это сделать. Пока чисто на личном уровне. Ну, а дальше, я думаю, в ближайшие один-два месяца этот вопрос мы будем решать.
Н. ИВАНОВА: Хочется продолжить сообщения, которые с прошлого раза мы не зачитали.
О. ШЕВКУН: Давай.
Н. ИВАНОВА: Анастасия Лаврентьева писала о Нафсет. Она не согласна с некоторыми её высказываниями. Вот что она пишет: “Вероятно, в том виде, в котором школы-интернаты сейчас существуют, они и не нужны. Однако я убеждена в том, что слепые, ровно как и глухие, тем более слепоглухие, должны какое-то время провести в такой школе, либо к ним нужно приставить личного тифлопедагога».
О. ШЕВКУН: Вот я не знаю. Я хотел бы услышать также мнение наших слушателей, наших зрителей. Когда кто-то говорит, что слепые, глухие должны провести время в такой школе и прочее… Смотрите, слепые бывают разные, глухие бывают разные. Кто-то должен, кто-то не должен. Кому-то это полезно, кому-то это не полезно. Когда нам говорят о том, что все должны поступать так, все должны делать так, если это не какой-то нравственный вопрос, тогда я ставлю это под сомнение. Я понимаю, о чём говорит Анастасия. Анастасия говорит о том, что это важно для развития человека, но, когда говорят, что все должны провести время в такой школе, у меня к этому есть определённые вопросы.
Н. ИВАНОВА: Также Анастасия говорит: “Я бы реформировала школы-интернаты таким образом, чтобы не было такого, как у нас. В московскую школу ездят дети из Дагестана. Ребёнку, особенно маленькому, очень тяжело жить вдали от дома чуть ли не круглый год. Ни к чему это совсем. Вот в Америке, например, в каждом штате есть своя школа-интернат, и там дети находятся 5 дней в неделю и не более того. Когда только в нашей стране вернут уважение к учителям, тогда, вероятно, можно будет говорить и о хороших тифлопедагогах”.
О. ШЕВКУН: Как можно вернуть уважение к учителям? Слушайте, уважаемые учителя, или неуважаемые учителя, мы хотим вас уважать! Давайте вернём это уважение. Это один вопрос. Другая история заключается в том, что то, о чём просит Анастасия, на самом деле уже существует. Дело в том, что в школы, в частности, в московскую школу, теперь действительно нельзя поступить из других областей. Можно только из Москвы. Даже из Московской области нельзя. И возникает другой вопрос: незрячий ребёнок, например, в Дагестане, ну или не обязательно в Дагестане, в других регионах, рискует остаться без обучения. Просто потому, что рядом нет школы. Так что да, попытались изменить, но последствия этого, к сожалению, оказываются неприятными.
Н. ИВАНОВА: Хочется ещё немного почитать из письма Анастасии. Она говорит о том, что не согласна также с тем, что не нужно делиться на сообщества, потому что сообщество – это круг единомышленников, это место, представляющее интересы каждого человека. Дело не в существовании или отсутствии сообществ, а в том, что нужно менять самому человеку отношение к себе. Прежде всего мы – люди. Человек – вот основа любого сообщества.
О. ШЕВКУН: Тут интересный момент, потому что, когда в прошлый раз Нафсет говорила про сообщества, про это разделение на сообщества, я понимаю, что она хотела. Она хотела, чтобы у каждого человека была возможность определяться не по тому, зрячий ты или незрячий и т.д., а по тому, что ты из себя представляешь. Но, с другой стороны, как мне кажется, права и Анастасия. Разделение на сообщества – штука достаточно распространённая и естественная. Наташа, ну ведь наверняка ты будешь общаться с теми людьми, которые тебе ближе, которые тебе понятнее.
Н. ИВАНОВА: Я хочу сказать, что да. Сообщества могут существовать, просто это дело лично каждого человека, мне кажется, вступать в какое-то сообщество или нет и насколько отдаваться ему – полностью или нет.
О. ШЕВКУН: Да, совершенно точно, и вот эта история с сообществами на самом деле, я думаю, показывает некую общую характерную черту людей. Мы хотим находить себе подобных.
Н. ИВАНОВА: Мне ещё нравится такая мысль, которая близка мне самой. Анастасия пишет, что обязательно нужно работать с родителями слепых детей, что совершенно права Нафсет в этом плане. Опять же в Штатах, где сейчас учатся такие дети, работу активно ведут с младенческих лет. Было интересно, где она училась вокалу, пишет Анастасия, как попала в Америку. И ей очень понравилась передача, несмотря на все свои комментарии. Спасибо, Анастасия, большое!
О. ШЕВКУН: На самом деле, комментариев мы получаем много, и разных. Есть положительные комментарии, есть отрицательные комментарии, есть критика, и это нормально.
Н. ИВАНОВА: Максим писал, что хотелось бы предложить вместо “Тифлострим” сделать “Инвастрим”.
О. ШЕВКУН: Мне кажется, я видел это сообщение. Он там говорит о том, что рассказывать о разных инвалидностях, разных особенностях, разных технических средствах и т. д. Тут я могу просто сказать две вещи: во-первых, – нет. У “Тифлострима” совершенно чёткая нацеленность, совершенно чёткая устремлённость. Менять это мы в ближайшее время не собираемся. С другой стороны, если у вас есть желание организовать какой-то стрим, организовать какую-то программу, сегодня вы совершенно спокойно можете это сделать. Даже при том, что возникают сложности, даже при том, что возникают задержки, все технические возможности у нас есть. Вам нужно просто взять и сделать. Собрать группу единомышленников, и вперёд. И, собственно, сегодня в нашем эфире мы будем рассказывать о том, как делаются эти новые интернет-проекты. С чего они начинаются, как они развиваются и т. д.
Н. ИВАНОВА: Хочу ещё прочитать комментарий Рин Рин, которая пишет, что её психотерапевт говорила, что жизнь вдали от родителей для ребёнка – это травма. Это действительно так, хочу сказать, потому что родители – это основа для ребёнка, и ваш комментарий очень уместен здесь.
О. ШЕВКУН: Слушай, а может, ты тогда откроешь великий секрет. Расскажи немножко о себе. Чем ты занимаешься? Почему тебе это так близко?
Н. ИВАНОВА: Для меня это близко, потому что сейчас я работаю с детьми. Работаю, на самом деле, с разными детьми, и помогаю детям учиться и помогаю детям научиться учиться. Я работаю в центре развития интеллекта. Занимаюсь ментальной арифметикой, скорочтением, рисованием с детками. И также очень интересно наблюдать за ними, за их жизнью, поэтому тема детей для меня очень близка. Если вы будете про неё писать, я думаю, я буду на неё постоянно откликаться.
О. ШЕВКУН: Я думаю, что и писать будут, и, может быть, другие какие-то темы сделаем в других эфирах.
А пока я хочу напомнить, что мы сейчас думаем о том, чтобы включить Наташу в команду “Тифлострима”. И у меня главный вопрос к вам: как вам кажется, хотели бы вы её слушать ещё или нет? Хотели бы вы слышать её в следующий раз в частности или нет? От вас зависит здесь очень многое.
Ну, а сегодня, друзья, мы говорим о новых проектах, мы говорим о проектах, которые создают обычные люди с обычными навыками, может быть, но с желанием действительно делать что-то новое и что-то интересное. Ещё недавно штука была вот в чём: если вы хотели что-то сделать, вам нужно было найти большую организацию, которая за этот проект возьмётся, которая этот проект сделает, которая вас может пригласить, а может и не пригласить, и потом нужно было, чтобы ваше желание совпало с желанием организации, ваше видение совпало с видением этой организации. Но сейчас вообще всякий желающий может начать что-то новое, запустить свой проект.
И сегодня о некоторых таких проектах мы и говорим. Мы говорим с нашими гостями. Это два участника программы из Екатеринбурга. Два проекта. Два человека. Маргарита Мельникова и Сергей Сырцов. Маргарита, Сергей, вы с нами сегодня?
Сергей СЫРЦОВ: Да.
Маргарита МЕЛЬНИКОВА: Да, здравствуйте, Олег! Здравствуйте, Наталья! Здравствуйте, зрители!
С. СЫРЦОВ: Всем добрый день!
О. ШЕВКУН: Я напомню, что сегодня мы говорим о двух проектах. Один называется “Опиши мне”. Другой – «Люди. События. Творчество». Как придумывали название для “Опиши мне”?
М. МЕЛЬНИКОВА: Оно как-то само родилось. Если описание, если нужно что-то описать, значит, «опиши».
О. ШЕВКУН: Сергей, как придумывали такое длинное название из трёх слов для проекта «Люди. События. Творчество»?
С. СЫРЦОВ: Ну, на самом деле каждое из этих трёх слов имеет свой определённый смысл. То есть, мысль была какая? О чём мы хотим рассказывать? О людях, и это самое главное. Люди важнее всего, поэтому – это первое слово. События –
потому что это тоже важно. Это то, что происходит. Творчество – это даже в широком смысле сразу представляются стихи, песни. Это тоже, но творчество – это ещё и, собственно говоря, когда ты что-то создаёшь новое. Это и есть творчество.
О. ШЕВКУН: Друзья, кому из вас знакомы эти проекты? Кто из вас слушает, смотрит эти проекты? Кто участвует в них? Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте. Может быть, кому-то они знакомы, но вы их не слушаете не смотрите, не участвуете.
Н. ИВАНОВА: Елена Огородникова уже пишет, что ребята молодцы! Очень подробно и живо описывают фотографии и картинки.
О. ШЕВКУН: Елена, у меня к вам вопрос. Я думаю, что вы потом похожий вопрос зададим нашим участникам, Маргарите прежде всего, но, Елена, а все ли картинки нужно описывать? Неужели для вас настолько важно, чтобы картинка была описана? Расскажите нам, пожалуйста, об этом. Ну, и с другой стороны, далеко не все картинки, которые хотелось бы описать, описаны. Вам реально настолько нужен проект “Опиши мне”? Ну, и также все остальные, кто нас смотрит и слушает, пишите, пожалуйста, ваши мнения, ваши отзывы. А скажите, пожалуйста, друзья, что было раньше? “Опиши мне” или “Люди. События. Творчество”?
М. МЕЛЬНИКОВА: Ну, “Опиши мне” появился в феврале 2015 года. Седьмого февраля на нашем сайте появилась первая публикация.
О. ШЕВКУН: А ЛСТ, «Люди. События. Творчество»?
С. СЫРЦОВ: «Люди. События. Творчество» появился, ну, можно сказать, в феврале 2016 года, через год. Но тут несколько надо пояснить, что именно как аудиожурнал, как наш основной, скажем, формат, «Люди. События…» действительно появился вот тогда. Чуть раньше появился именно сам сайт. И сначала это были текстовые публикации, потом потихоньку это дело стало развиваться и трансформироваться. Ну, и там несколько обстоятельств интересных сложилось, чтобы оно стало так, как оно есть сейчас.
О. ШЕВКУН: Мы сейчас к этому обязательно подойдем. Но сначала вопрос к Маргарите. Смотри, вот февраль 2015 года. На самом деле, понятно, что идея проекта «Опиши мне» возникла раньше. Но это как? Вот сидела Маргарита Мельникова. Нечем Маргарите Мельниковой было заняться. И думает Маргарита Мельникова: «А создам-ка я какой-нибудь проект!» Или как оно было? Как у простого человека возникает желание создать что-то?
М. МЕЛЬНИКОВА: Ну, прежде всего начну с того, что я – человек от природы любопытный, и мне интересно, как что выглядит, как выглядят артисты, что показывают в клипах на мои любимые песни. Ну вот однажды на день рождения я собрала друзей своих, среди которых был и Сергей, и выдвинула такую идею: «Ребята, а давайте создадим сайт, на котором будут текстовые описания визуального контента! То есть, видеоклипов, фотографий, поздравительных открыток». И эта идея пошла, и мы стали развиваться.
О. ШЕВКУН: Слушай, это ведь то же самое, что сказать: «Ребята, а давайте мы… вот там вот есть такое море. Оно не на месте, и мы его осушим! Мы тут зачерпнем вот немножечко, потом еще немножечко, и потом вот мы это море осушим!». Ведь этого самого визуального контента огромное количество! И ты говоришь: «А давайте сделаем сайт, на котором будут описания!» Вы все равно все не опишете. Вы половину не опишете. Вы десятую долю процента не опишете! И многие скажут: «Зачем браться, если все равно даже десятую долю процента мы не охватим?»
М. МЕЛЬНИКОВА: Да, разумеется. Но, с другой стороны, лучше что-то сделать, чем не делать вообще ничего. И давайте посмотрим еще вот с какой стороны: ведь даже зрячий человек не сможет за всю свою жизнь ухватить, просмотреть то море контента, которое, как вы говорите, Олег, существует в интернете. Поэтому мы предпочитаем, как раз-таки, сделать что-то.
С. СЫРЦОВ: Да, и я еще могу к этому добавить то, что дело не в том море, которое есть, а дело в запросах, в интересах. То есть, в том, что интересует того или иного человека. А нередко это коллективный интерес получается, потому что действительно некоторые вещи, особенно то, что мы публикуем на сайте, сделано именно с расчетом на то, что это интересно как минимум не одному человеку, а будет интересно какой-то группе лиц. И вот это самое важное.
О. ШЕВКУН: У меня вопрос Наташе. Наташ, вот ты слушаешь вот это. Ты поняла, о чем проект «Опиши мне?»
Н. ИВАНОВА: Я поняла. Я, читая сейчас комментарии, поняла, что проект «Опиши мне» описывает картинки, да? Правильно я понимаю?
М. МЕЛЬНИКОВА: Не только картинки, но также и видеоролики. То есть, визуальный контент.
О. ШЕВКУН: Расскажите Наташе, во-первых, про что это; и во-вторых, вдруг она захочет стать добровольцем, волонтером этого проекта. Попытайтесь за минуту. Попытайтесь увлечь ее в это дело за минуту. Вперед!
М. МЕЛЬНИКОВА: Ну, вот смотрите! Самая суть в том, что зрячие волонтеры описывают, делают текстовые, словесные описания визуального контента грамотным русским литературным языком. То есть, это, как я уже рассказала, видеоклипы, это рекламные ролики, это поздравительные открытки, фото знаменитостей, культурные и исторические памятники. У нас более десяти рубрик: природа и животные, пейзаж. Вот это мы описываем…
Н. ИВАНОВА: Здорово! Мне очень близка тема художников, картины.
М. МЕЛЬНИКОВА: У нас этого очень много.
Н. ИВАНОВА: Уже не нуждаетесь в этом?
М. МЕЛЬНИКОВА: Нет, мы, конечно нуждаемся. Просто я хотела сказать, что рубрика «Живопись» является одной из самых популярных. На первом месте по количеству описаний у нас видеоклипы: более 400 уже на сайте. Затем поздравительные открытки: более 200, если я не ошибаюсь. И также третье место – живопись, то есть картины.
Н. ИВАНОВА: Александр Яшин пишет: «Идея «Опиши мне» крайне нравится. С «ЛСТ» периодически сотрудничаю в качестве диктора. Я рад, что ребята выполняют такую важную и не всегда благодарную работу. Кроме того, очень рад сотрудничеству». Почему ваша работа не такая благодарная? Тут немножко непонятно. С чьей стороны эта неблагодарность?
С. СЫРЦОВ: Ну, тут, наверное, я скажу, что это может быть действительно звучит, что… Не то, что неблагодарность, а что в какой-то ситуации мы взялись за это дело. Ну, просто мы взялись сами, потому что действительно никто в самом начале (хотя мы поначалу, как наивные люди, рассчитывали, что мы с такой инициативой сейчас начнем, и сразу нас кто-то поддержит, нам поможет). Но оказалось все несколько не так. И, собственно говоря, все действительно своими силами и силами коллектива. То есть, не то, что мы своими силами с Маргаритой, а то, что крупные организации, особенно в первые годы, все-таки держались в стороне и больше добрым словом поддерживали. Я думаю, вот это имеется ввиду, что, начиная такой проект, надо иметь ввиду, что никто во всяких разных организациях не сидит и не ждет, когда придет такой вот умный деятель и скажет: «Вот у меня такая инициатива есть».
Н. ИВАНОВА: Хочется все-таки поддержки организаций?
С. СЫРЦОВ: Да, но все-таки именно на свои ресурсы приходится в первую очередь рассчитывать. И только со временем действительно может быть такая поддержка. Но это уже больше даже элемент везения и элемент узнавания, когда уже вас начинают замечать и узнавать, тогда уже что-то может сдвигаться с какого-то нуля.
Н. ИВАНОВА: Елена Васильева пишет: «Спасибо за проекты! Активно пользуюсь». Елена Огородникова говорит о том, что незрячим (особенно тотально незрячим) тоже хочется видеть картинки, фотографии, поэтому проекты очень полезны.
О. ШЕВКУН: Я правильно понимаю, что изначально, когда вы задумывали эти проекты, речь не шла о том, чтобы заработать деньги? «Давайте мы сделаем вот такое! Будет хороший бизнес-план, сейчас инвесторов привлечем!». То есть, тут все-таки изначально была идея какого-то такого общественно-полезного проекта?
С. СЫРЦОВ: Конечно. Максимум, что изначально было – некоторая наивность, что все-таки, как минимум, нам не придется свои деньги в это вкладывать.
О. ШЕВКУН: А приходилось?
С. СЫРЦОВ: На первом этапе – да.
О. ШЕВКУН: Мы вас понимаем. Мы сидим здесь в Tiflo.info, и мы вас понимаем, ребята.
С. СЫРЦОВ: Это все поймут, кто действительно пытается взяться и что-то сделать. Не распилить бюджет министерства какого-нибудь, а именно что-то сделать созидательное. Начиная с того, что, например, оплатить хостинг, поскольку мы понимали, что нужен именно сайт, чтобы это сделать так, как это видится нам, а не так, как это предлагается теми или иными соцсетями или платформами, где можно бесплатно что-то делать.
Н. ИВАНОВА: А вы не пробовали заручиться поддержкой грантов? К государству обратиться, написать.
С. СЫРЦОВ: Начнем с того, что это почти невозможно, за очень редким исключением, делать как частное лицо. Для этого нужно либо обзавестись своей организацией некоммерческой, и многие действительно пытаются так и делать, либо сотрудничать с какой-то из существующих организаций. Вот мы как раз поначалу-то и рассчитывали, что организации есть, а у нас такая идея интересная. Не только идея, а уже когда мы ее начали реализовывать. Но тем не менее. На самом деле, вот эти истории с грантовыми конкурсами они все-таки со стороны выглядят вот так вот просто.
Н. ИВАНОВА: Я вас прекрасно понимаю, потому что я как раз-таки с этим тоже сталкивалась…
С. СЫРЦОВ: И тут есть еще вот какой нюанс. Просто чтоб уже «добить» вот эту тему с грантами. Допустим, нередко условием является при подаче заявки наличие со-финансирования. Причем, не то что там копейки, а там не менее 20 процентов от запрашиваемой суммы или где-то еще какие-то признаки. В любом случае получается вот эта история. С одной стороны плюс, с другой стороны – минус был в том, что мы были сосредоточены именно на конкретном деле. Да и были, и есть, что в «Опиши мне», что в «Людях. Событиях. Творчестве». И вот этот вопрос, что надо где-то ходить, кого-то просить… Это как-то другой немножко склад характера.
Н. ИВАНОВА: Здесь еще очень важно, чтобы, наверное, найти людей, которые в этом хорошо разбираются и вращаются в этих кругах.
С. СЫРЦОВ: Ну да. И вот эта тема – она для нас тоже важна. Со временем, мы над этим, естественно, думали и сейчас думаем. И я скажу так: мы над этим работаем.
О. ШЕВКУН: А скажите, были моменты, когда хотелось все бросить?
С. СЫРЦОВ: Нет.
М. МЕЛЬНИКОВА: Нет. Однозначно.
О. ШЕВКУН: Ни у того, ни у другого?
Н. ИВАНОВА: Класс! Здорово! Вы очень сильные.
С. СЫРЦОВ: Я могу сказать, почему. Потому что мы не одни. С нами, помимо нас… Понятно, что мы друг друга поддерживаем, потому что бывают разные моменты просто по жизни, как говорится. Но, кроме всего прочего, это еще и люди, которые включаются в эту работу. В чем прелесть волонтерских проектов, в том, что в них приходят люди, в которых есть вот этот огонек, вот это желание не то, что спасти мир, но желание сделать мир чуть-чуть лучше. Сделать вот что-то, какое-то усилие, которое внесет какой-то позитивный вклад. И когда этим проникаешься, когда видишь, как люди пишут заявки. Вы спрашивали, как подключиться к проекту. На сайте «Опиши мне» есть форма, которую можно заполнить для желающих стать авторами описаний. И когда видишь вот эти сообщения, которые приходят, и человек пишет, что я хочу заниматься полезным делом, и еще какую-то информацию о себе…
Н. ИВАНОВА: Здорово! Я очень хочу теперь зайти к вам на сайт.
С. СЫРЦОВ: Вот да. И на самом деле, это воодушевляет и нас самих тоже.
Н. ИВАНОВА: После программы обязательно зайду.
М. МЕЛЬНИКОВА: Да, присоединяйтесь! Мы будем очень рады.
С. СЫРЦОВ: Да, и плюс к тому, когда понимаешь, что у этого всего есть аудитория, которая когда-то пишет сообщения, когда-то ставит лайки и делает репосты и все такое. Действительно возникает понимание… Вернее, мы укрепляемся в понимании, что это не зря.
Н. ИВАНОВА: Поддерживают вас. Елена Огородникова спрашивает: «Сколько у вас волонтеров на описании?»
М. МЕЛЬНИКОВА: Волонтеров у нас разное количество. Если брать постоянных, где-то около 15-20.
Н. ИВАНОВА: А можно ли так строить работу, чтобы волонтер был не на постоянном, но вот когда у него есть свободное время? Может быть, можно так подключать людей?
М. МЕЛЬНИКОВА: Так на самом деле и получается. Волонтеры выполняют заказы, когда у них есть свободное время. Но что я имею ввиду под постоянными? Я подразумеваю тех, кто с нами сотрудничает несколько месяцев, полгода, год.
О. ШЕВКУН: У меня вопрос. Можно мне написать сейчас тебе, Маргарита, критическое звуковое письмо и послушать, как ты на это будешь отвечать в эфире?
М. МЕЛЬНИКОВА: В смысле? Наверное, да.
О. ШЕВКУН: Уважаемая Маргарита! Я зашел на ваш сайт. Очень интересный проект. Спасибо вам большое! Видел ваши описания. Но мне хотелось бы, чтобы я мог просто включить этот клип в YouTube и нажать специальную кнопочку и услышать звуковое описание. И тогда на фоне клипа это звуковое описание мне было бы зачитано дикторским голосом. А так мне неудобно этим пользоваться. Спасибо за интересный проект. Ваш ответ?
М. МЕЛЬНИКОВА: Тогда я бы вам ответила так. Здравствуйте, уважаемый Олег! Я думаю, что вам было бы неудобно пользоваться таким проектом, потому что вы представьте себе: вы слушаете песню, вы слушаете этот клип, и у вас тут на фоне еще идет какое-то описание. То есть, получается что? Описание должно быть вставлено либо в проигрыше между куплетами, либо как оно должно быть вставлено. Я бы спросила, как вы себе это представляете?
Н. ИВАНОВА: А клип какой-нибудь романтический еще может быть в этот момент…
М. МЕЛЬНИКОВА: Хорошо. Если даже это будет музыка без слов инструментальная, и во время нее будет звучать описание, то тогда утратится весь смысл музыки.
С. СЫРЦОВ: Ну да. Возникнет простой вопрос: вы хотите слушать клип или вы хотите слушать описание? Потому что клип с описанием – это уже другое произведение совсем будет. Это во-первых. А во-вторых, на самом деле, такие попытки были. И действительно можно поискать и найти. Если интересно, мы можем просто найти и прислать. Как минимум, один клип такой точно был. Там в проигрыше было вот это реализовано, то есть, начитано дикторским голосом. Тифлокомментарий как бы начитан, все. Но это получается некомфортно чисто для восприятия. Потому что это вроде и не песня, и не описание. Все как-то вместе. И второй момент – это технически сильно усложняет задачу. А усложнять – ради чего?
О. ШЕВКУН: Я правильно понял, что то, что вы решаете задачу именно так: это текстовые описания, которые нужно читать отдельно, это не просто случайно так получилось? Это вы продумали, это вы взвесили «за» и «против» и приняли такое решение?
М. МЕЛЬНИКОВА: Да, и вот именно тот клип, о котором говорит Сергей, если я не ошибаюсь, называется исполнитель Амели На Мели, песня «Пожалуйста».
С. СЫРЦОВ: Его можно просто в YouTube найти и увидеть. И просто можно сравнить как оно по отдельности и как оно вместе.
О. ШЕВКУН: Я не знаю, кто из вас помнит, коллеги, ну, просто по возрасту, Маргарита, Сергей, Наташа, старые фильмы, еще 1980 годов, где делался перевод закадровым голосом, и это был одноголосный перевод?
М. МЕЛЬНИКОВА: Ну да, помним.
Н. ИВАНОВА: И сейчас такие фильмы, чаще всего, не любят смотреть и избегают их.
О. ШЕВКУН: Да, но мы привыкали к этому, конечно. Это был вопрос привычки.
С. СЫРЦОВ: Зачем привыкать к тому, что неудобно?
Н. ИВАНОВА: Елена Васильева спрашивает: «Сергей и Маргарита, можно ли направлять информацию об онлайн-мероприятиях в ваш журнал?»
О. ШЕВКУН: Это уже про журнал «Люди. События. Творчество». Давайте ответим на вопрос Елены, можно ли отправлять информацию об онлайн-мероприятиях, а потом мы перейдем к этому журналу более подробно.
С. СЫРЦОВ: Все зависит конкретно от мероприятия, то есть направить информацию можно в любом случае. Дальше мы посмотрим конкретно по содержанию, спишемся с человеком, который информацию отправил, и в итоге будет принято решение. Еще один очень важный момент – поскольку это онлайн-мероприятие, оно имеет конкретную дату и время, то информацию нужно посылать как можно сильнее заранее, потому что если ее отправить дня за три, то может получиться, что просто материал не попадет в выпуск. То есть, выпуск выйдет позже этого мероприятия и просто смысла не будет.
О. ШЕВКУН: Для тех, кто не очень понимает. «Люди. События. Творчество» – это аудиожурнал. Выходит он раз в неделю. Правильно?
С. СЫРЦОВ: Вообще, как правило, да. Сейчас мы немножко в таком летнем режиме работаем. То есть, где-то раз в две недели, но постепенно выходим на рабочий график наш стандартный, еженедельный.
О. ШЕВКУН: Тут несколько минут назад Маргарита пыталась убедить нашу Наташу стать волонтером проекта «Опиши мне». Сергей, можете попытаться рассказать Наташе о том, что такое «Люди. События. Творчество»? Я не знаю, насколько вас устраивает ее голос, но если устраивает, то можете попытаться убедить ее стать вашим волонтером, рассказав при этом, что для этого нужно сделать и как это работает?
С. СЫРЦОВ: Да. В проекте «Люди. События. Творчество», как следует из названия, мы рассказываем о людях с инвалидностью, которые активно включены в различные сферы жизни общества. Соответственно, о событиях, которые относятся к доступной среде, реабилитации, образованию людей с инвалидностью, короче говоря, о событиях, связанных с интеграцией инвалидов в общественную жизнь в разных её проявлениях. Вот и соответственно творчество, как я уже говорил, – это всё, что связано с созданием всего нового, в том числе и искусство людей с инвалидностью и инклюзивных коллективов представлено в соответствующей рубрике журнала.
Выпуск журнала включает: новости по подходящим тематикам, истории, скажем так, связанные либо с конкретными людьми с инвалидностью, событиями, либо истории, связанные с волонтёрством, с благотворительностью.
О. ШЕВКУН: Материалы берутся откуда?
С. СЫРЦОВ: Источники – это как авторские материалы, так и материалы, которые получается найти в интернете на самых разнообразных информационных ресурсах. Подбором материалов занимаются Маргарита и Анастасия Мильчакова.
О. ШЕВКУН: Но ведь любой желающий может зайти в поисковик и найти истории, зачем ему проект «Люди. События. Творчество»? Зачем ему слушать аудиозаписи?
Н. ИВАНОВА: Ещё Максим предлагает продавать журнал на почте, записанный на флешку.
С. СЫРЦОВ: Классно, Максим! А давайте спросим Максима, придёт ли он на почту покупать флешку? Я думаю, этот вопрос сам собой напрашивается, и ответ на него… Можно зайти в Yandex или Google. Предлагаю желающим поставить такой эксперимент: зайти, написать, посмотреть, что им выпадет, и сравнить с контентом журнала. Думаю, всё сразу станет понятно не в пользу поисковиков, потому что они не утруждаются сортировкой, хотя бы минимальным анализом, не говоря уже о более серьёзной работе с материалами, о попытке проверить информацию. Каждый выпуск длится около часа, материалы неплохо начитаны, тщательно подобраны. Главным образом, подходим к подбору материалов с разумом, очень много из найденного не попадает в журнал, не проходит нашего строгого отбора.
О. ШЕВКУН: Например, вы нашли информацию, что какой-нибудь Вася Пупкин сделал супер-трость, которая существует в одном экземпляре, и которая, если её внедрят, потом существенно улучшит жизнь незрячих людей. Будете ли брать материал?
С. СЫРЦОВ: Зависит от того, с каким текстом мы имеем дело, потому что это может быть элементарно рекламный текст, он однозначно пролетает мимо; это может быть серьёзный обзор, если присутствует аналитика. Если это хороший материал, он берётся, а если об этом нет большее ничего и нигде – то лучше подождём, может, когда-то об этом напишут еще и подробнее что-то осмысленное.
О. ШЕВКУН: Вы не пытаетесь найти этого Васю Пупкина?
С. СЫРЦОВ: Бывает, пытаемся, но текстов на разные темы достаточно много. У нас технически не хватит ресурсов угнаться за всем, но, если нас, меня, Маргариту, других участников, зацепит, заинтересует, есть ощущение, что хорошо бы об этом рассказать, мы попытаемся выяснить, найти человека. Просто с человеком может быть непонятно, как связываться, мы не полиция, не имеем возможности ездить искать по разным концам страны. Приходится исходить из реальных возможностей. Можно сделать не так мало, как может показаться.
О. ШЕВКУН: Буквально перед эфиром с нашем звукорежиссёром, Анной, мы говорили, что за последние пять-шесть лет технические возможности настолько изменились, и то, что раньше казалось нереально и была нужна большая команда людей, а сейчас с этим под силу справиться небольшой команде. И небольшие команды могут справится даже и лучше, потому что они гибче, более заинтересованы. Они просто берут и охватывают некую не охваченную ранее сферу. Удивительные события происходят сейчас буквально на наших глазах. Я думаю, что вы это тоже на себе ощущаете?
С. СЫРЦОВ: Да, это так и есть.
О. ШЕВКУН: Есть ли, друзья, у вас опыт с этими двумя проектами: «Опиши мне» и «ЛСТ»? Вам нравится? Вам не нравится? У Вас есть вопросы, пожелания? Пишите в комментариях!
Может ли наша Наташа быть волонтёром в журнале?
С. СЫРЦОВ: Может любой человек с воспринимаемым голосом, с хорошем произношением, желательно лучше, чем у меня. Если у человека есть такое желание, есть возможность, то желающие могут написать на сайте журнала (tifloblog.ru), или в сообществах в социальных сетях.
О. ШЕВКУН: Волонтёр будет начитывать материалы?
С. СЫРЦОВ: Чаще всего да.
Н. ИВАНОВА: А материалы уже готовы или их нужно составлять?
С. СЫРЦОВ: Если человек хочет, готов, способен быть автором, корреспондентом – он может готовить авторские материалы. Такие люди у нас есть, но их немного, потому что мы стараемся держать планку, предъявляем требования к материалам, просим дополнить, переработать, учесть какие-то моменты, хочется, чтобы слушатель из материалов приобретал какие-то знания. Если событие, то в чём его изюминка, в чём «фишка», а не «просто в каком-то городе, по какому-то адресу что-то произошло, все молодцы». Если инициатива – в чём её суть, каковы особенности реализации? Важно, чтобы было интересно всем, но в первую очередь – интересно нам, редакторам, так как мы цензоры. Разумеется, мы понимаем, что мир нами не ограничивается, и нашими интересами не живёт. Это вынуждает меня как главного редактора смотреть шире на некоторые вопросы и учиться самому, узнавать новое, чтобы лучше ориентироваться.
О. ШЕВКУН: Главные редакторы всегда люди очень активные. Бывает сложно попросить кого-то ещё. Поэтому хочу спросить Маргариту…
Н. ИВАНОВА: У слушательницы Елены Огородниковой тоже есть вопрос к Маргарите. Она уже второй раз пытается спросить: «Возможно ли получить описание клипа через VK?»
М. МЕЛЬНИКОВА: Неделю назад проект «Опиши мне» встал на новую ступень развития, появился профиль ВКонтакте, его можно добавлять в друзья и заказывать описания, написав личное сообщение со ссылкой на клип, открытку, фотографию и т.д. Это как дополнительный ресурс. До этого были и есть сайт (https://опиши-мне.рф/), почтовая рассылка, на неё можно подписаться на сайте, и группа VK (https://vk.com/opishi_mne).
Н. ИВАНОВА: Елена ещё пишет: «Проект «Опиши мне» ей нравится, нравятся живые, эмоциональные описания».
М. МЕЛЬНИКОВА: Спасибо.
О. ШЕВКУН: У вас нет такой «фишечки»: делать описание, если получите 50-100 заказов одного и того же?
М. МЕЛЬНИКОВА: Делаем описание, если есть один заказ.
О. ШЕВКУН: Не получается ли, что заказов больше, чем есть возможность их выполнить?
М. Мельникова: Пока ресурсов хватает.
Н. ИВАНОВА: Могут ли волонтёры сами предлагать, что описать, например, картины?
М. МЕЛЬНИКОВА: Да, мы приветствуем инициативность волонтёров, ко мне обращаются: «Можно ли это описать? Будет ли интересно?» Таким образом присылают описания картин, роликов.
О. ШЕВКУН: Представьте, пишет волонтёр, что он хочет читать для журнала, но у него нет студии?
С. СЫРЦОВ: У нас тоже нет. Мы ему можем порекомендовать записываться на телефон, я сам так и делаю. Подходит ли телефон? Это зависит от модели и от используемого приложения для записи звука.
Н. ИВАНОВА: Думаю, даже один человек в наше развитое в техническом плане время сможет заниматься проектом…
С. Сырцов: Полагаю, ему одному будет тяжело, в первую очередь, психологически, потому что один – без поддержки, а когда коллектив, пусть и небольшой, это уже другая история. Если брать нашу незрячую специфику, мы не всё можем делать в проекте. Точнее, можем всё, кроме подбора фотографий. С подбором фотографий помогает хороший человек, Ирина Овчинникова, она инвалид по движению. Получается, мы дополняем друг друга.
Каждый человек вносит определённый вклад. Я больше занимаюсь технической частью, Маргарита – работой с людьми, вот такое разделение. В проекте есть зрячие люди, которые тоже, как и незрячие, начитывают материалы.
О. ШЕВКУН: Друзья, что у нас со временем?
Н. ИВАНОВА: Шесть часов.
О. ШЕВКУН: У нас всё плохо. Пора заканчивать. Сергей Сырцов, Маргарита Мельникова! Круто то, что вы делаете! Вообще, круто то, что сегодня происходит в информационной среде! Ребята, спасибо!
М. МЕЛЬНИКОВА: Спасибо!
С. СЫРЦОВ: Спасибо вам.