Неделю назад я рассказывала об Александре Моисеевиче Щербине — незрячем профессоре, тифлопедагоге, который стоял у истоков первой кафедры тифлопедагогики, основанной в Киеве.
Для меня удивительно и странно то, что статей самого А.М. Щербины невозможно найти в сети. Почему так было в советские годы — более-менее ясно: хотя бы потому, что он был сыном священника и христианином. Но почему это так до сих пор — вот загадка.
Сейчас у меня есть возможность частично исправить такое положение дел. Сегодня я опубликую две статьи А.М. Щербины, которые впервые вышли в массовой периодической печати, как тогда говорили – в московской газете «Русские ведомости» в 1916 году: «Неудовлетворенная потребность слепых в просвещении» и «Образование слепых и общественная инициатива». Их ценность в том, что это голос только зарождавшейся тогда в России незрячей интеллигенции. Несколько лет назад я пыталась установить имена тех 8-10 незрячих, о которых в разных источниках сообщают, что они получили высшее образование в России до революции. Мне это удалось не вполне, и, честно говоря, я не помню, что у меня получилось. Важнее цифра – 10, может быть, 15 человек на всю огромную империю были образованными незрячими специалистами в определенных сферах, большинство из них – ослепшие в течение жизни.
А.М. Щербину считают первым незрячим с раннего детства преподавателем высшей школы, которому в 1918 г. было присуждено звание профессора. Поэтому его опыт во многом уникален. Орфография текстов современная с сохранением особенностей правописания и пунктуации того времени. Оцифровка моя по газетным публикациям 1916 г.