Её жизнь не вместить ни в пять, ни даже в пятьсот страниц. Но можно напомнить, вкратце, пунктиром. Или познакомить кого-то с этой жизнью…
Весь июнь связан с именем Хелен Келлер – 27 июня 1880 года, 140 лет назад, она родилась. И умерла она 1 июня 1968 года, не дожив нескольких недель до своего 88-летия. Уже сорок лет, с 1980 года, 27 июня ежегодно отмечают Международный день слепоглухих людей. Это не праздник, а день привлечения внимания общества к жизни, возможностям и проблемам людей с одновременными нарушениями зрения и слуха. В истории мировой культуры сложилось так, что имя Хелен Келлер неразрывно связано с понятием «оптимизм», как называлась одна из её книг.
Всемирная слава Хелен Келлер – самого известного в истории слепоглухого человека – это не только заслуга её воспитательницы Энн Салливан, но и огромный упорный труд в течение всей долгой её жизни самой Хелен. Именно поэтому даже и после смерти своей первой наставницы Хелен еще почти 32 года возглавляла мировые сети благотворительных организаций собственного имени, которые работали для обеспечения образования и благосостояния слепоглухих и незрячих людей в США, Европе и Азии.
История ученицы и наставницы, Келлер и Салливан – это история человеческой верности и сотрудничества на протяжении почти 50 лет. Энн Салливан сама училась и закончила школу Перкинса для слепых в Бостоне, имея нарушения зрения, кроме того, она жила вместе в одном коттедже и общалась с Лорой Бриджмен – первой в истории слепоглухой девушкой, которая доказала, что обучение слепоглухих с раннего возраста вообще возможно. Человеческая и личная история её предшественницы Лоры Бриджмен была неуспешной, а она сама – покинутой и учителем, и широкой публикой после огромного восторга, который вызывала слепоглухая девочка в детстве. Это произошло в значительной степени из-за предательства как директора школы Перкинса Самуэля Гау, который считал свой научный опыт провальным и перестал общаться с Лорой после женитьбы, так и потому, что несколько её учительниц выбирали замужество и собственное благополучие, а не продолжение работы с Лорой. Лору же Бриджмен постоянные измены близких людей, которые одни могли и умели с ней общаться, сильно ранили. В истории специальной педагогики, напротив, сложилось мнение, что это сама Лора Бриджмен была недостаточно талантлива. Впрочем, это мнение опровергают современные исследовательницы истории людей с инвалидностью.
В истории Хелен Келлер и Энн Салливан много удивительных совпадений, которые и сделали возможным воплощение того, что уже более 130 лет считают психолого-педагогическим чудом. Так, один из швейцарских предков Хелен Келлер был первым учителем глухих в Цюрихе. Келлер размышляла над этой иронией судьбы в своей первой автобиографии, заявив, что “нет царя, который не имел раба среди своих предков, и нет раба, у которого бы не было царя среди своих”.
Хелен Келлер родилась 27 июня 1880 года в имении Айви Грин (Таскамбия, Алабама) в семье капитана Артура Келлера и его жены Кейт Адамс Келлер. В первые полтора года жизни девочка была здоровым ребенком, пока в возрасте 19 месяцев её не поразила болезнь, которую врачи определили как «острую закупорку сосудов желудочков головного мозга». Вероятно, это был менингит с осложнениями. Недолгая болезнь лишила Хелен слуха и зрения. До семи лет у девочки было более 60 собственных знаков, чтобы общаться с семьей. Благодаря тому, что в США гремела слава первой в мире обученной слепоглухой Лоры Бриджмен, о которой упомянул Чарльз Диккенс в «Американских записках», мать Хелен Келлер отправилась в Балтимор, к доктору Александру Грэму Беллу, который тогда работал с глухими детьми. Тот посоветовал родителям Хелен связаться со школой Перкинса, где и училась Лора Бриджмен. И хотя директор школы, знаменитый Самуэль Гау, давно умер, школа выделила для Хелен 20-летнюю учительницу Энн Салливан.
Салливан прибыла в усадьбу Келлеров 5 марта 1887 года, когда Хелен было шесть лет и девять месяцев, и немедленно начала учить её общаться. Энн стала писать слова на поверхности её ладони привычным способом общения с глухонемыми. Со временем Хелен начала подражать этим движениям, еще не понимая, что именно она делает. Прорыв Келлер в общении произошел в следующем месяце, когда она поняла, что движения, которые её учительница делает на ладони во время течения струи холодной воды над другой рукой, символизировали идею “воды”. В автобиографии «История моей жизни», Келлер вспоминала тот момент: «Я стояла неподвижно, все мое внимание было сосредоточено на движениях пальцев. Вдруг я почувствовала туманное сознание как нечто забытое – трепет возвращения мысли; таким образом раскрылась мне тайна языка. Я тогда знала, что вода означает замечательное прохладное то, что течет по моей руке. Живое слово пробудило мою душу, дало ей свет, надежду, освободило её!».
Тогда Келлер почти изматывала Салливан, требуя названий всех других знакомых предметов. Хотя Энн Салливан настояла на изоляции Хелен от семьи в отдельном флигеле, чтобы иметь возможность управлять её истериками и буйством, все же девочка умела наслаждаться музыкой, чувствуя её ритм, имела развитую тактильную чувствительность из-за своих долгих контактов с животными и растениями юга США.
Формальное образование Хелен получила в нескольких учреждениях для слепых и глухих. В мае 1888 года, почти в возрасте восьми лет, Хелен начала посещать занятия в Школе Перкинса для слепых в Бостоне. В 1890 году, когда Хелен исполнилось 10 лет, ей рассказали о слепоглухой девочке из Норвегии Рагнильде Каата (Ragnhild Kaata), которая смогла научиться говорить. Это вдохновило её, и под руководством Энн Салливан Хелен научилась осмысленно думать и говорить по методу Тадомы: прикасаясь к губам говорящего человека, она чувствовала их вибрацию, тогда как Салливан обозначала буквы на её ладони. С марта 1890 года Хелен училась вокализации у Сары Фуллер, директора школы Горация Манна для глухих в Бостоне. В 1894 году Хелен и Энн Салливан переехали в Нью-Йорк, где стали посещать Школу Райта-Хьюмассона для глухих. В 16 лет Хелен поступила в Кембриджский колледж для женщин. Через год, в декабре 1897 года, у неё возник конфликт с его директором и Хелен покинула Кембриджский колледж. Она продолжила обучение с помощью частного учителя, Кита. В 1898 году они с Энн вернулись в штат Массачусетс и вскоре, в 1900 году, Келлер получила разрешение на обучение в Колледже Редклифф (ныне – Гарвардский университет). В 22 года Хелен пишет и публикует в газете как колонку автобиографию «Моя жизнь», которая была издана отдельной книгой в следующем году.
Четырьмя годами ранее, в мае 1896 года, писатель Марк Твен и Генри Роджерс, капиталист, бизнесмен, финансист и филантроп, впервые увидели шестнадцатилетнюю Келлер в Нью-Йорке, у писателя-редактора Лоуренса Гуттена. 1900 Марк Твен, поклонник одаренности Хелен, обратился в письме к жене своего друга, Эмили Роджерс. Марк Твен назвал Хелен «удивительным ребенком» и выразил надежду, что ей не придется бросить учебу из-за бедности. Он призвал Эмили поговорить с Роджерсом, напомнить ему о первом впечатлении, которое Хелен произвела на них обоих четыре года назад и поговорить с остальными главами «Стандард Ойл» (Роджерс был совладельцем, вице-президентом и председателем исполнительного комитета компании) о том, что можно сделать для достойного вознаграждения мисс Келлер. Генри и Эмили Роджерс финансово обеспечили высшее образование для Хелен в Редклиффе, а также поддерживали её даже много лет спустя ежемесячной стипендией. То, что Хелен была благодарна, следует из посвящения её книги «Мир, в котором я живу»: «Генри Роджерсу, моему дорогому другу многих лет». На вкладыше личной копии самих Роджерсов она написала «Миссис Роджерс, лучшим из мира, в котором я живу, является доброта друзей, таких как Вы и Мистер Роджерс».
В 1904 году в возрасте 24 лет Хелен с отличием (cum laude) окончила Редклифф, став первым в мире слепоглухим человеком, получившим степень бакалавра искусств, то есть высшее образование. Хелен Келлер научилась читать тексты на английском, французском, немецком, греческом языках и на латыни шрифтом Брайля.
Келлер научилась говорить и провела большую часть своей жизни, выступая с речами и лекциями об аспектах своей жизни, хотя у неё были особенности речи. Она научилась «слышать» речь людей, читая губы руками – её осязание развилось и усилилось. Незадолго до Первой мировой войны при содействии квартета Зоеллнера она определила, что, положив кончики пальцев на резонансную поверхность, она сможет почувствовать музыку, которую играют рядом.
22 января 1916 года Хелен Келлер и Энн Салливан (в недолгом браке – миссис Джон Мэйси) поехали в маленький городок Меномонии в штате Висконсин, США, чтобы прочесть лекцию. Местный еженедельник Dunn County News так писал об этом событии 22 января 1916 года: «Весть об оптимизме, надежде, доброй бодрости и любящем служении была принесена в Меномонии в субботу – весть, которая надолго останется с теми, кому повезло получить её. Эта весть поступила с визитом Хелен Келлер и её преподавателя, миссис Джон Мэйси /…/.Чудесная девушка, которая так блестяще победила тройные страдания слепоты, немоты и глухоты, разговаривала собственными губами о “Счастье”, и это запомнится всегда как частица вдохновенного обучения тех, кто это услышал».
По словам тех, кто посетил эту лекцию, Хелен Келлер говорила о радости, которую ей дарила жизнь. Она была благодарна за умения и навыки, которыми владела, и заявила, что самыми большими удовольствиями, которые у неё были, были любопытство и фантазия. Келлер также рассказала о радости служения и о счастье, которое следует из того, чтобы делать что-то для других … Келлер заявила, что “помощь вашим ближним – это единственный повод для того, чтобы оказаться в этом мире и делать что-то, чтобы помочь своим ближним заложить секрет длительного счастья». Она также рассказала о радостях любящего труда и достижений и о счастье достижений. Хотя вся лекция длилась несколько больше часа, она оставила самое глубокое влияние на аудиторию.
Энн Салливан была спутницей Хелен Келлер долгие годы, брак её быстро распался, и наконец, она начала терять здоровье примерно около 1914 года. Следующую переводчицу Хелен – Поли Томсон (20 февраля 1885 – 21 марта 1960) наняли сначала для содержания дома. Это была молодая женщина из Шотландии, которая не имела никакого опыта работы с глухими или слепыми людьми. Она также со временем стала секретарем, и в конце – постоянной компаньонкой Келлер.
Келлер переехала в Форест-Хиллз, штат Квинс, и открыла в собственном доме офис для работы Американского фонда для слепых. В тридцатых годах Хелен имела любовные отношения, тайно встречалась и была помолвлена, вопреки воле семьи, с любимым человеком. Это был социалист Питер Фаган, молодой репортер газеты «Бостон Геральд», отправленный к Келлер как её личный секретарь, когда Энн Салливан заболела. Но Келлер не позволили брак или продолжение этих отношений, и в дальнейшем личной жизни у Хелен не было. Энн Салливан умерла в 1936 году, и в момент смерти Хелен держала её руку в своей.
Хелен Келлер и Поли Томсон переехали в Коннектикут. Они путешествовали по всему миру и собирали средства для слепых. В 1957 году у Поли Томсон случился инсульт, от которого она полностью так и не восстановилась. Она умерла в 1960 году. Следующей спутницей и переводчицей Хелен Келлер стала Винни Корбалли, медсестра, нанятая для ухода за Поли Томсон в 1957 году, которая осталась спутницей Келлер на всю жизнь.
Хелен Келлер стала всемирно известным лектором и писательницей. Её помнят как защитницу прав людей с инвалидностью. Хелен Келлер была суфражисткой, пацифисткой, радикальной социалисткой, поклонницей контроля рождаемости и т.д. В 1915 году она и Джордж А. Кесслер основали организацию Международную организацию Хелен Келлер (HKI) для исследования зрения, здоровья и питания. В 1920 году она помогла основать Американский союз гражданских свобод (ACLU). Келлер совершила поездки в 40 стран мира с Энн Салливан, в том числе – три путешествия в Японию, где стала любимицей японцев. Визиты Хелен Келлер в Японию организовывали выдающиеся японские незрячие Ивахаси Такэо и Тории Токудзиро, на становление которых как активистов среди незрячих повлиял пример Василия Ерошенко. Впервые Келлер посетила Японию в 1937 году на три с половиной месяца по просьбе Ивахаси Такэо, второй – в 1948 году на два месяца, с целью чтения лекций по всей стране, в третий раз – в 1955 году, чтобы почтить память Ивахаси Такэо и возложить цветы на его могилу. Во время первого визита в Японию Хелен Келлер увлеклась историей собаки Хатико и ей передали в США собаку породы акита, а после смерти этой собаки – еще раз передали щенка породы акита. Это была первая собака – японская акита в США. В 1948 году Хелен Келлер посетила и осмотрела статую Хатико – верной собаки.
Хелен Келлер была членом Социалистической партии и активно проводила агитацию и писала в поддержку рабочего класса с 1909 по 1921 гг. Многие из её выступлений и произведений касались права женщин на голосование и последствий войны, она поддерживала антивоенное движение. Когда пресса, принадлежавшая Рокфеллеру, отказалась печатать её статьи, она протестовала, пока её работа не была опубликована.
Келлер присоединилась к организации «Индустриальные работники мира» (IWW, известные как Wobblies) в 1912 году, заявив, что парламентский социализм “тонет в политическом болоте”. Келлер пояснила, что её мотивация политической активности следует из её беспокойства относительно социальных причин слепоты и других видов инвалидности. При этом Хелен Келлер поддерживала евгенику. В 1915 году она высказалась за отказ от спасательных медицинских процедур для младенцев с тяжелыми психическими нарушениями или физическими деформациями, заявив, что их жизнь не стоит того и они, вероятно, станут преступниками.
Хелен Келлер написала в общей сложности 12 опубликованных книг и несколько статей. Одним из ранних её произведений, созданных в 11 лет, был «Король-мороз» (1891). Утверждали, что этот история была плагиатом с «Феи Мороза» Маргарет Кэнби. Расследование показало, что Келлер, возможно, пережила случай криптоменезии: она читала историю Кэнби, но забыла о ней, тогда как сюжет оставался в её подсознании.
В возрасте 22-х лет Келлер опубликовала автобиографию “История моей жизни” (1903), написанную с помощью Энн Салливан и Джона Мэйси. В ней Хелен пересказывает историю своей жизни до 21 года.
«Мир, в котором я живу» она написала в 1908 году, дав читателям понять, как она чувствует мир. Более поздние книги слепоглухой Ольги Скороходовой, изданные в СССР («Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», 1947-1972), даже по заглавию выглядят советским ответом на более ранние книги Хелен Келлер. В 1913 году была опубликована серия очерков Хелен Келлер «Социализм из тьмы».
Когда Келлер была молодой, Энн Салливан познакомила её с проповедником Филлипсом Бруксом, который ознакомил её с христианством. Тогда Хелен Келлер сказала: “Я всегда знала, что Бог есть, но не знала Его имени!”
Её духовная автобиография «Моя религия», была опубликована в 1927 году, а затем в 1994 году пересмотрена и переиздана под названием Light in My Darkness («Свет в моей темноте»). Хелен Келлер была последовательницей идей Эммануэля Сведенборга, христианского богослова и мистика, который дал духовную интерпретацию учения Библии и утверждал, что второе пришествие Иисуса Христа уже произошло.
Хелен Келлер пережила ряд инсультов в 1961 году и последние годы своей жизни провела дома. 14 сентября 1964 года президент США Линдон Б. Джонсон наградил её Президентской медалью свободы, одной из двух высочайших гражданских наград США. В 1965 году имя Келлер было занесено в Национальный зал славы женщин в Нью-Йорке.
Келлер большую часть своей дальнейшей жизни посвятила сбору средств для Американского фонда для слепых. Она умерла во сне 1 июня 1968 года в собственном доме, Аркан-Ридж, расположенном в Истоне, штат Коннектикут за несколько недель до своего восемьдесят восьмого дня рождения. Её тело было кремировано, а прах был размещен рядом с урнами её постоянных спутниц, Энн Салливан и Поли Томсон в Вашингтонском кафедральном соборе Св. Петра и Св. Павла англиканской Епископальной церкви США.
Впервые образ Хелен Келлер в кинематографе был воссоздан еще в 1919 году в немом фильме «Deliverance». Её история также была показана в нескольких документальных фильмах и в сериале «Знаменитые американцы».
История Хелен Келлер и её наставницы легла в основу знаменитой пьесы Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» (1959). Фильм по этой пьесе получил «Оскар» в 1962 году, были сняты также его версии для телевидения в 1979 и 2000 годах.
В 1984 году история жизни Хелен Келлер была показана в фильме «Чудо продолжается» о ранних годах её жизни и учебе в колледже. Большинство фильмов о Келлер не касается и не отображает её социального активизма, который станет отличительным признаком всей её жизни. Также сохранился документальный видеоматериал, который показывает, как Хелен Келлер училась воспроизводить звуки речи.
В честь Хелен Келлер было поначалу названо дошкольное учебное заведение для глухих и слабослышащих детей в Майсуре, Индия, основателем которого стал К.К. Шринивасан. Улицы, названные именем Хелен Келлер, есть в Швейцарии, США, Испании, Израиле, Португалии и Франции.
Впервые архив Хелен Келлер сгорел в ноябре 1946 года вместе с её домом, когда сама она посещала Европу. Были утрачены рукописи, материалы и другое ценное имущество. Литературный архив Хелен Келлер и уникальное собрание прижизненных изданий её книг, а также переписка Келлер с исполнительным директором Королевского института слепых в Лондоне, Великобритания, и архив её прижизненных фотографий были утрачены в пожаре во время террористического нападения 11 сентября 2001 на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Тогда сгорел офис Всемирной организации Хелен Келлер (HKW). Распорядителем другой части архива Хелен Келлер является Американский фонд для слепых, который тоже расположен в Нью-Йорке, но не пострадал в результате пожара.
В дореволюционной России интерес к судьбе Хелен Келлер был чрезвычайно велик. Её первая биография появилась уже в 1903 году. Это было изложение её автобиографии в книге: Рогозина З.А. История одной души (Елена Келлер). Глухая, немая, слепая. С.-Пб. Издание т-ва А. Ф. Маркса, 1903, 244 с. Зинаида Александровна Рогозина с 1874 до 1910 года жила с мужем в США, а затем вернулась в Россию. За эту книгу З.А. Рогозина получила награду от императора Николая II.
Следующим изданием была детская книга Клавдии Лукашевич – Чудный огонек жизни: повесть о том, как слепая, глухая и немая окончила университет. Из жизни американки Елены Келлер, М.: Тип. Сытина, 1910, 254 с.
Ещё через два года появилась книга: Толиверова А. Н. Елена Келлер: Из жизни слепой и глухонемой: Сочинение по автобиографический запискам с 12 портр. Елены Келлер, снятыми в различные годы жизни, её факсимиле и др. Рис. – СПб: А. Ф. Девриен, 1912, 133 с.
Из современных изданий, насколько мне известно, произведения Хелен Келлер были изданы в России лишь однажды в книге Келлер Х. История моей жизни = Story of My Life and Other Texts. – СПб: Захаров, 2003. – 267 с.
В Украине готовится к выходу издание книги Хелен Келлер «Мир, в котором я живу» шрифтом Брайля в переводе с английского на украинский язык.