Сегодня я опубликую два документа, связанные с именем Ольги Скороходовой, которые я считаю очень интересными.
Это метрическая запись о ее рождении и письмо Ольги Скороходовой в редакцию журнала «Труд слепых» (Харьков) о Василии Ерошенко.
Государственный архив Херсонской области Украины (ГАХО) предоставил мне архивную справку и сканокопию фрагментов метрической книги с записью о рождении Ольги Ивановны Скороход. Сведения о точной дате рождения сохранились в метрической книге Рождество-Предтеченской церкви с. Белозёрка Херсонского уезда Херсонской губернии (ныне – пгт Белозёрка Белозёрского района Херсонской области за июль 1911 года.
Этот документ полностью снимает путаницу с датой рождения Ольги Скороходовой, существующую поныне в разных публикациях. Впервые метрическая запись была введена в научный оборот архивистами ГАХО и сотрудниками Белозёрского краеведческого музея в 2013 году.
Расшифровку сканокопии в текст по нормам современной орфографии, с сохранением особенностей текста, выполнила Юлия Патлань.
Документ
[Титульний лист книги]
Метрическая книга [штамп 30682]
Рожд.-Предтеченской церкви с. Белозерки
Херсонского уезда Херсонской Епархии
Херсонской духовной консистории
для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1911 год.
Часть первая, О РОДИВШИХСЯ (ф. 137, оп. 2, д.10, л. 91).
[Разворот метрической книги]:
Июль
Счет родившихся:
Мужеска пола
Женска пола 41
Месяц и день:
рождения 18 [далее – подсчет в столбик по нов. ст.] [+] 13 [=] 31
крещения 19
Имена родившихся: Ольга
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания: Крестьянин с. Белозерка Иоанн Олексиев (sic!) Скороход и законная жена Мария Тимофеева, православные.
Звание, имя, отчество и фамилия восприемников: Крестьяне с. Белозерки Антоний Иларионов Шпак и Мария Данилова Щербина.
Кто совершал таинство крещения:
Cвященник Авксентий Потапенко.
Псаломщик Роман Чернявский (ф. 137, оп. 2, д.10, лл. 108об. – 109).
В публикации Социологической службы Херсона в мае 2013 года было отмечено: «Крестил Ольгу священник Авксентий Потапенко. Как рассказала сотрудница архива Вера Баранюк – Авксентий был родственником очень популярного в конце XIX века и чрезвычайно плодовитого российского беллетриста Игнатия Потапенко, прототипа чеховского Тригорина. А сама актовая запись сделана псаломщиком Романом Чернявским – прадедом Сергея Дяченко, известного херсонского краеведа и историка архитектуры, который участвует в создании интерактивной экспозиции «Культура на ощупь», посвященной Ольге Скороходовой».
В базе данных священнослужителей «Русская Православная церковь в ХХ веке» удалось найти сведения об Авксентии Потапенко. В Белозёрке он служил примерно с 1872 года – диаконом на должности псаломщика, а с 1894 года – священствовал. Этот священник в год рождения Оли Скороход был уже пожилым человеком и спустя четыре года, в феврале 1915 года, умер.
***
Когда я стала писать об Ольге Ивановне Скороходовой, то вспомнила, что в 2012 году готовила к печати и комментировала машинопись с редакторской правкой из архива писателя Романа Белоусова. Это была расшифровка с Брайля письма Ольги Скороходовой в харьковский журнал «Труд слепых», опубликованного в июле 1961 года, то есть почти 60 лет назад. Тогда сотрудники журнала одними из первых расспрашивали своих незрячих читателей о Василии Яковлевиче Ерошенко. Когда я работала с этим текстом, у меня еще не было исторического контекста, в который я могла бы его поставить, и текст зазвучал бы. Теперь такой контекст есть:
«Письмо третье. Человечный человек.
Я рада была увидеть новеллу Лу Синя, так мало известную нашим читателям, на страницах журнала «Труд слепых». Понравилось мне и намерение редакции собрать как можно больше сведений о Ярошенко (sic!), выяснить запутанные места в его биографии. А таких «туманных» мест немало, даже в том немногом, что написано о нем. Известная статья Рогова, опубликованная в журналах «Знамя» и «Жизнь слепых» за 1958 г., тоже не лишена некоторых неточностей. Так, например, на родину поэта ездил не сам Рогов, а Федор Иосифович Шоев.
Немножко больше, чем я, для вашего журнала собирается написать Зинаида Ивановна Шамина, которая знала Ярошенко лично. Кстати, из ее рассказов ясно, что его фамилия начиналась на «Е», так он и сам расписывался. Я удивлена, как произошло это изменение, ведь «Ярошенко» звучит красивее, чем «Ерошенко». Так мне лично кажется, – быть может, потому, что я украинка.
Я очень сожалею, что в свое время не была знакома с ним. Это был необычайно культурный, умный, гуманный, добрейший и честнейший человек. Меня особенно пленяет его исключительная доброта и сердечность к людям, к животным, к растениям…
К сожалению, в наше время найдутся люди, которые не прочь позлословить в адрес таких добряков и человечно настроенных, милых людей… Так пусть же будет им укором и осуждением внимание, оказываемое нашей общественностью светлой памяти таких, каким был Василий Яковлевич.
Ольга Скороходова, член ВОС, научный сотрудник Института дефектологии Академии педагогических наук, г. Москва».