Александр Щербина | Программа. Лекции (1918)

Сегодня в републикациях – еще одна история человека и небольшая брошюра на 4 страницы, которую успел отпечатать за свой счет приват-доцент Московского университета Александр Щербина в 1918 году. Заканчивалась Первая мировая война, начиналась разруха, слом устоев, голод. Я уже не раз публиковала здесь тексты Александра Моисеевича, в том числе очень известные, их можно найти по тэгам. Если бы я была журналистом, и мне нужно было дать эту публикацию под заголовком раздела, заголовок был бы: «О чем никогда не говорила советская тифлопедагогика». Конечно, специалисты, которых не так много, этот текст, знают, и, возможно, даже читали. Это никакое не открытие. Но широко доступным для всех он до сих пор никогда не был.

Незрячий с раннего детства Александр Щербина, первый незрячий профессор в Российской империи – личность очень известная. Поэтому много писать о нем не буду. Звание профессора он получил 9 октября того же 1918 года в Московском университете.

Родился Александр Щербина 1 марта 1874 года в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии в семье священника, законоучителя прогимназии Моисея Никифоровича Щербины. Уже после того, как юноше исполнилось 18 лет, он добился разрешения посещать гимназию вольнослушателем. В этом решении администрации гимназии было и уважение к памяти его отца.  Александру не удалось поступить в Нежинский учительский институт, ему было отказано, но в 1898 году он был зачислен на юридический факультет Императорского университета им. Св. Владимира в Киеве, а позднее перевелся на историко-филологический факультет, который с отличием и окончил. Позднее профессор Челпанов пригласил Александра в Московский университет, куда в 1909 году Щербина зачислен приват-доцентом по кафедре философии.

Начало Первой мировой войны, появление множества, как тогда писали, «ослепших воинов», «военноослепших», привело университетского преподавателя к тифлопедагогике и к необходимости показывать на собственном примере, что без зрения можно и нужно жить. Щербина пишет множество статей, читает множество лекций на тему слепоты, в том числе в госпиталях для раненых.

Работа А.М. Щербины в Москве продолжалась до 1918 года, когда он был командирован Наркомпросом в Екатеринослав, где открылся университет. Александр Моисеевич создал и возглавил кафедру философии на историко-филологическом факультете.  В течение двух лет он, по отзывам тогдашних студентов, с успехом читал здесь психологию, философию, логику, этику и пропедевтику греческого языка.  Летом 1920 года факультет был закрыт и Щербина уехал в Прилуки.

Александр Моисеевич преподавал в Прилуках психологию, педологию и тифлопедагогику в Педагогической школе, преобразованной впоследствии по его инициативе и при деятельном участии в Педагогический техникум. Работая постоянно в Прилуках, он одновременно один-два месяца в учебном году читал лекции в Полтавском институте народного образования (ИНО) и проводил занятия по психологии с учителями в Чернигове, Нежине, Пирятине, Ромнах, Лубнах, Лохвице и других ближних городах. По заданию Полтавского губернского отдела народного образования он организовал курсы повышения квалификации учителей, активно участвовал в обсуждении одной из острых тогда проблем – о путях создания трудовой школы. В 1920-1922 гг. Щербина начал проводить так называемые “экскурсии” в окрестностях Екатеринослава и Прилук с целью изучения психологического состояния населения деревни и города в условиях революции и гражданской войны; чтения просветительских лекций; сбора этнографического материала.

Дальше я процитирую ученицу А.М. Щербины Розалию Золотницкую: «Длительное время Щербина упорно добивался открытия учебного заведения, готовящего учителей специальных школ для незрячих и слабовидящих детей. Лишь в 1929 г. эту идею удалось реализовать. 1 июля в Киевском ИНО впервые в России был открыт дефектологический факультет с тифлологическим отделением. Это был очень важный этап в развитии отечественной тифлологии. Профессор Щербина принял руководство названным отделением и вместе с Анной Петровной переехал в Киев. Условия работы были чрезвычайно тяжелые. Ни студенты, ни даже преподаватели (уровень знаний и тех, и других был крайне низкий) не в состоянии были принять научную концепцию Щербины единственного профессора на всем факультете. Его курсы тифлопедагогики, тифлопсихологии, философии, логики, этики и др. по своему уровню не были доступны ни слушателям, ни преподавательскому коллективу. Вероятно, поэтому профессор подвергался огульной критике за “идеализм, поповщину” и т.п. Особенно доставалось ему за курс педологии. Профессора Щербину всячески игнорировали, ему в лицо бросали оскорбления, срывали лекции, в конце концов перестали выдавать зарплату. Невзирая на все трудности, Александр Моисеевич продолжал совмещать работу в  институте с общественно-пропагандистской и научной деятельностью».

Травли и голода 1932–1933 годов не выдержала сначала психика, а затем, 7 января 1934 года, в Рождество, Александра Щербины не стало. Несмотря ни на какие новые советские порядки, профессора отпевали в т.н. «Железной церкви» неподалеку от Львовской площади в Киеве. Похоронен Александр Моисеевич на Центральном (гражданском) Лукьяновском кладбище, его могила сохранилась и охраняется государством, потому что кладбище стало Государственным историко-мемориальным Лукьяновским заповедником.

В Википедии на русском языке статьи об Александре Моисеевиче Щербине почему-то нет, поэтому для своего краткого обзора я воспользовалась публикацией Ростовской областной специальной библиотеки для слепых.

Уже традиционно тексты в старой орфографии даю в современном написании. Благодарю за помощь в подготовке публикации Евгения Кручину.

Юлия Патлань

ПРОГРАММА

Лекции Прив.-Доц. Московского Университета

Александра Моисеевича ЩЕРБИНЫ

НА ТЕМУ:

I.

Стоит ли жить в наше время без религии Христа

Надежда сокрушить милитаризм и заложить прочный базис для освобождения угнетенных народностей, объединявшая в начале войны, в 1914 году широкие круги русского общества, не оправдалась. Новый подъем настроения в связи с политическим переворотом 1917 года и наступившая вскоре ожесточенная борьба внутри государства. Расстройство экономической жизни и безотрадная картина морального состояния общества. Наступившее всюду уныние; сознание необходимости ВНУТРЕННЕГО возрождения и вопрос о его возможности.

Моральный распад римского государства около времени Рождества Христова. Отношение первых христиан к физическим страданиям и окружающему их злу. Непререкаемая высота христианского идеала; разногласия может вызывать лишь возможность воплощения его в жизни. Величие христианских добродетелей и христианских подвигов: пример великого святителя земли Русской митрополита Филиппа.

Призыв Христа к трудящимся и обремененным. Все серьезно ищущие находят в Священном Писании поддержку и утешение. Вопрос об отношении к христианству в настоящее время каждым сознательным человеком должен быть поставлен с полной определенностью. Интеллигенция должна искупить свой великий грех перед народом: свое легкомысленное отношение к вопросам религии.

II.

Где выход из создавшегося положения

Надежда осуществить хотя отчасти в ближайшее время идеалы правды и справедливости в нашей социальной и политической жизни нами утрачена. Наш народ и даже интеллигенция оказались слишком мало подготовленными к созидательной работе. В деле просвещения в несколько месяцев нельзя достигнуть того, что можно и нужно было сделать упорной работой в течение десятилетий. Небрежное отношение к школе высшей, средней и низшей при прежнем режиме и в настоящее время. Главное внимание должно быть обращено не на количество школ, но на серьезную постановку в них работы. Только надлежащее воспитание подрастающих поколений может обеспечить нашей стране, как и всему человечеству, надежду на лучшее будущее: „глупому сыну не в помощь богатство”.

Необходимо всеми мерами содействовать подготовке преданных делу преподавателей и воспитателей. Всякое воспитание стремится осуществить известный идеал. Идеал можно уяснить, но его нельзя доказать.

Величие христианского идеала. Необходимо бороться с широко распространенным предрассудком, будто существует неустранимое противоречие между разумом и верою, наукой и религией. Вдумчивое изучение логики в корне подрывает этот предрассудок.

III.

Религиозная вера и научное знание

Взгляд на соотношение между верой и знанием выдающихся представителей религиозной мысли (Тертуллиан и Иустин-философ: „credo quia absurdum est“ («Верую, ибо абсурдно», – Ю.П.), „credo, ut intelligam” («Верую, чтобы понимать», современные источники приписывают авторство Ансельму Кентерберрийскому, – Ю.П.)). Двоякий ряд мыслей по данному вопросу в Священном Писании „блаженны нищие духом“, „Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум “. Устранение кажущегося противоречия.

Признание выдающимися мыслителями ограниченности человеческого разума: по заявлению Сократа, „мудрость человеческая маловажна и даже ничтожна”; Кант считает необходимым ограничить притязания разума, чтобы дать место вере. Искренняя религиозность и серьёзные занятия научной работой, в особенности логикой, является лучшим средством для достижения полного гармонического объединения знания и веры, науки и религии.

IV.

Ближайшие задачи нашей интеллигенции

Жизнепонимание нашего народа создавалось под сильным воздействием христианского идеала. Реформы Петра Великого приобщили нас к западно-европейской культуре, но вместе с тем они увеличили пропасть между широкими слоями народа и представителями привилегированных классов. Настойчиво повторявшиеся попытки нашей интеллигенции к воссоединению с народом: хождение в народ, пропаганда политического и социального переворота. Главные причины, затруднявшие взаимное понимание между интеллигенцией и народом: невежество и суеверие народа, оторванность от жизни, доктринерство, барские замашки и равнодушие к вопросам религии нашей интеллигенции.

Интеллигенция должна сосредоточить свои силы на собственном возрождении и попутно содействовать духовному возрождению народа. Достигнуть этого она может, если усвоит и по возможности будет осуществлять в жизни идеал, объединяющий в себе все великое и прекрасное, дающий возможность в полной мере применить интересы представителей различных видов труда, различных классов и национальностей.

Надлежащее воспитание подрастающих поколений, религиозное просвещение и объединение по возможности всех на почве христианского идеала открывает для нашей родины и для всего человечества самые широкие и светлые перспективы. Сближение с народом всего легче осуществимо на религиозной почве: здесь каждый сколько-нибудь образованный человек, если только серьезно и искренно пожелает, может найти применение своих сил, сообразно своим склонностям и природным предрасположениям.

ВОЗЗВАНИЕ

Великое бедствие нашей страны заключается в невежестве народа, в недостатке просвещения. Стремясь хоть в некоторой мере содействовать религиозному просвещению, я имею в виду в ближайшее время прочесть в различных городах лекции на следующие темы: 1) „Стоит ли жить в наше время без религии Христа“, 2) „Где выход из создавшегося положения”, 3) „Религиозная вера и научное знание” и 4) „Ближайшие задачи нашей интеллигенции”.

Я могу рассчитывать на некоторый успех в этом, как мне кажется, великом деле лишь в том случае, если встречу сочувственное отношение и поддержку со стороны местных деятелей и организаций. Если Вы сочувствуете моему начинанию, то, быть может, найдете возможным организовать лекцию на одну из намеченных мною тем в Вашем городе или селении либо привлечь к этому делу других лиц.

Если желательность устройства такой лекции не будет вызывать сомнений, то сообщите мне об этом, указав по возможности обстоятельно, как всего лучше к вам проехать, где у вас можно остановиться, за сколько дней предупредить о своем решении прочесть лекцию и т. п. Я постараюсь по возможности выполнить Ваши пожелания, комбинируя пункты, расположенные близко один к другому. Вслед за лекцией можно будет устроить беседу, посвященную истолкованию Евангельского текста. Организации, устраивающие лекцию, оплачивают исключительно мои путевые издержки. (Я совершаю поездки вместе с женою.) Наконец, я просил бы сообщить о моем плане всем тем, кто, по Вашему мнению, мог бы отнестись к нему сочувственно.

В 1916 году я читал во многих городах России лекцию „Слепой музыкант Короленко, как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых “. Если пожелаете, я мог бы наряду с беседой на религиозные темы прочесть и эту лекцию, с отчислением 30% чистого сбора на просветительные цели в распоряжение лектора.

А. Щербина

Мой адрес:

В учебное время: Москва, Университет, Прив.-доц. А. М. Щербине.

В летнее время (май–авг.): г. Прилуки, Полтавск. губ., Прив.-доц. А. М. Щербине.

 

 

Рассказать друзьям